logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения

Профилактика зрительных нарушений у детей должна начи­наться до рождения и даже до их зачатия. Она включает меры, направленные на оздоровление населения задолго до вступления его в репродуктивный возраст. Могут быть определены два основ­ных направления профилактики зрительных нарушений у детей: предупреждение их возникновения за счет снижения перинаталь­ной патологии (первичная профилактика) и предупреждение ослож­нений уже сформировавшейся патологии глаз (вторичная профи­лактика). Первичная профилактика зрительных нарушений должна включать пять основных этапов: (1) превентивный — до зачатия; (2) антенатальный — в утробе матери; (3) интранатальный — в процессе родов; (4) неонатальный — в ранние сроки после рожде­ния и, наконец, (5) постнатальный — на протяжении всей жизни.

На первом, превентивном, этапе необходимо повышение ка­чества здоровья потенциальных родителей, воспитание у них от­ветственности за судьбу и здоровье воспроизводимого потомства. На антенатальном этапе важны мероприятия по раннему выяв­лению отклонений в течении беременности, ранняя постановка будущих матерей на учет, лечение тех соматических и гинеколо­гических заболеваний, которые могут привести к невынашива­нию беременности и токсикозам. Важным аспектом интранатального этапа является гуманизация ведения родов в учреждениях родовспоможения. На неонатальном этапе целесообразно совер­шенствование технологий медицинской помощи новорожденным. И, наконец, на пятом, постнатальном этапе условием профилакти­ки инвалидности по зрению с детства является создание хорошо оснащенной и организованной лечебно-консультативной службы.

Таким образом, удельный вес детей со зрительными наруше­ниями может быть уменьшен при условии полноценного медико-генетического консультирования родителей, устранения факто­ров риска во время беременности, создания условий для безопас­ных родов и раннего выявления глазной патологии. Такой подход к профилактике зрительных нарушений у детей раннего возраста способен, по мнению О. В. Парамей (2004), снизить частоту сле­поты и слабовидения.

При школьном обучении детей чрезмерное напряжение зре­ния, если оно часто повторяется, способствует развитию близору­кости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо создавать такую обстановку на занятиях, которая облегчала бы функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освеще­нии, а также при сильной аккомодации. Гигиенические меропри­ятия в целях охраны остаточного зрения у детей должны быть направлены на создание таких условий, чтобы они облегчили ра­боту зрительной системы. Быстро возникающее зрительное утом­ление приводит к резкому снижению работоспособности детей, что отражается на их общем состоянии.

При установлении режима дня для детей с нарушением зре­ния, при регламентировании различных учебных нагрузок следу­ет иметь в виду не только различные факторы, определяющие характер внешних условий, в которых приходится работать ре­бенку, но и общее состояние его организма. Своевременная смена различных видов деятельности, изменение обстановки, в которой проводятся учебные занятия, могут содействовать повышению работоспособности детей. Так, периодическая перемена положе­ния тела во время урока предупреждает появление утомления. На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание), время от времени надо отвлекать детей от работы рассказом или показом наглядных пособий, чтобы пере­ключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам.

Важную роль в охране зрительного анализатора и его функций играют вспомогательные и защитные части глаза, которые тоже требуют бережного ухода и соблюдения гигиенических требова­ний. Особое внимание обращается на правильную, с гигиениче­ской точки зрения, организацию просмотра видеофильмов и те­левизионных передач. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения у детей лежит рациональное освещение рабочего места и помещений. Освещенность рабочего места, лестниц, ко­ридоров, спален, игровых комнат и особенно физкультурных за­лов в дошкольных учреждениях и школах для слепых и слабови­дящих детей должна быть намного выше, чем в массовых детских учреждениях.

Одним из направлений деятельности школ является организация лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восстано­вительной работы, которая осуществляется врачами (окулистом, пе­диатром, психоневрологом) и средним медицинским персоналом не только в школе, но и в семье. Вся лечебная работа в школе направ­лена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения учащихся. С этой целью проводятся следующие мероприятия:

— консервативное лечение глазных заболеваний (медикамен­тозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);

- своевременное направление учащихся, нуждающихся в хи­рургическом лечении, в глазной стационар;

- активное плеоптическое и ортоптическое лечение;

- назначение очковой коррекции;

- создание офтальмогигиенических условий в процессе обуче­ния.

При проведении лечебно-восстановительной работы в зависи­мости от показаний ведется консультирование учащихся и их ро­дителей в специализированных клинических центрах. Для полу­чения консультативной помощи и методического руководства школа закрепляется за соответствующим специализированным учреждением, оказывающим офтальмологическую помощь.