6.1.2. Заболевания среднего уха
Различают две формы воспалительных заболеваний среднего уха — катаральную и гнойную.
Острый катар среднего уха (катаральный, или серозный, отит) развивается в основном вследствие непроходимости слуховой (евстахиевой) трубы. В норме постоянное давление в барабанной полости поддерживается поступлением воздуха через слуховую трубу при каждом акте глотания. При закрытии просвета слуховой трубы обновление воздуха в барабанной полости прекращается, часть воздуха всасывается капиллярами. Из-за понижения давления в барабанной полости барабанная перепонка втягивается, происходит кровенаполнение сосудов слизистой оболочки, гиперсекреция слизистых желез и скопление жидкости в барабанной полости -транссудата. Симптомы- общее состояние не нарушено, температура не повышена, боли нет или она незначительна. Жалобы на заложенность уха, понижение слуха, внезапное ощущение бульканья в ухе, шум, отдача собственного голоса в больное ухо. Понижение слуха зависит от втягивания барабанной перепонки, напряжения цепи слуховых косточек и давления транссудата (при его наличии) на барабанную перепонку, цепь косточек и окна лабиринта. Транссудат может самостоятельно выделяться при усиленном зевке или сморкании, после чего наступает мгновенно улучшение слуха.
Если первопричина нарушения проходимости слуховой трубы не устранена, наблюдаются рецидивы заболевания, процесс принимает затяжное течение, переходит в хроническую форму, приводящую к стойкой тугоухости. Возможен также переход в гнойное воспаление среднего уха.
Лечение предусматривает:
- ликвидацию воспалительного процесса в носу и носоглотке;
— восстановление проходимости слуховой трубы (продувание уха после ликвидации воспалительного процесса);
- освобождение барабанной полости от транссудата (его рассасыванию помогает тепло, в сложных случаях — удаление путем парацентеза);
- предупреждение возможных рецидивов и перехода процесса в хроническую форму (санация верхних дыхательных путей, удаление аденоидов).
Острый гнойный средний отит (острое воспаление среднего уха) возникает при остром рините, аденоидите, скарлатине, кори, гриппе, ангине вследствие проникновения инфекции в среднее ухо через слуховую трубу. Этому способствуют сильное сморкание, фырканье, кашель, длительное горизонтальное положение, снижение барьерной функции мерцательного эпителия. Иногда инфекция попадает в среднее ухо через наружный слуховой проход при травме барабанной перепонки. Заболевание вызывается преимущественно одним из видов микробов: стрептококком, стафилококком, пневмококком, дифтерийной или кишечной палочкой. У детей чаще поражаются оба уха одновременно на фоне выраженной реакции всего организма.
Патологическая картина — слизистая оболочка барабанной полости, барабанной перепонки и клеток сосцевидного отростка резко гиперемирована и утолщена. Экссудат, вначале серозный, затем гнойный, заполняет барабанную полость и клетки сосцевидного отростка. Эвакуация гноя через слуховую трубу затруднена, поэтому давление в барабанной полости резко повышается и наступает прободение барабанной перепонки. Гной вытекает и может наступить уменьшение и Ликвидация воспалительного процесса.
Симптомы: острая боль появляется внезапно; при чиханье, кашле, глотании, сопровождающихся повышением давления в барабанной полости, боль усиливается. Приступы боли повторяются через определенные промежутки времени. Температура повышается до 39—40°С. Иногда у детей появляются симптомы раздражения мозговых оболочек — судороги, рвота, запрокидывание головы (симптомы менингизма). После прободения барабанной перепонки они исчезают.
В Начале заболевания отмечаются легкая гиперемия барабанной перепонки, расширение кровеносных сосудов по ходу рукоятки
молоточка, а также сосудов, идущих от периферии к центру барабанной перепонки. Контуры и опознавательные пункты барабанной перепонки сохранены. Шепотная речь воспринимается больным ухом на расстоянии не более 0,5 м. Низкие тоны воспринимаются хуже высоких, костное проведение лучше воздушного. В последующие два дня барабанная перепонка становится диффузно-гиперемированной, резко утолщенной, контуры ее стушеваны, опознавательные пункты не различимы, световой рефлекс исчезает.
Шепотная речь воспринимается только около ушной раковины. Серозный экссудат (жидкая слизь) постепенно наполняет всю барабанную полость и начинает давить на барабанную перепонку. Отмечается боль при пальпации сосцевидного отростка и козелка. Количество лейкоцитов в крови увеличивается.
Своевременное назначение антибиотиков в достаточных дозах может остановить дальнейшее развитие заболевания.
При отсутствии или недостаточном лечении наступает следующая стадия заболевания — скопление гнойного экссудата с выпячиванием барабанной перепонки. Боли в ухе достигают максимальной интенсивности. Шепотная речь не воспринимается. Прободение барабанной перепонки происходит в том месте, где она более истончена. Гной вытекает, боли уменьшаются или исчезают, температура снижается. Хорошая эвакуация гноя на фоне энергичной противовоспалительной терапии способствует ликвидации воспалительного процесса. После прекращения выделения место прободения закрывается нежным рубцом.
Отит у детей грудного возраста встречается очень часто. Этому способствует легкое инфицирование среднего уха через короткую, широкую слуховую трубу, где микробы находят питательную среду в виде остатков эмбриональной ткани. Постоянное лежание на спине облегчает затекание слизи и гноя из носа в носоглотку. Инфицирование среднего уха возможно при срыгивании, длительном крике, если у ребенка есть насморк. Отит часто встречается у детей, находящихся на искусственном вскармливании, при недостаточном питании и у страдающих аллергическими заболеваниями.
Барабанная перепонка у грудных детей отличается большой толщиной и плотност ью, поэтому ее прободение происходит труднее, накопившийся гной может постепенно вытекать через широкую и короткую слуховую трубу.
Хронический средний отит имеет следующие симптомы:
- наличие стойкой перфорации (прободения) барабанной перепонки;
- длительное гноетечение;
- понижение и даже постепенное ухудшение слуха.
Изменения слуховых косточек обнаруживаются в 92 % всех случаев хронического отита.
Развитию хронического гнойного отита способствуют:
- протекание острого отита с большими разрушениями (при скарлатине, кори);
— нераспознанные, вяло протекающие воспалительные про- I цессы в сосцевидном отростке;
- нарушение функции слуховой трубы, вызванное воспали- I тельным процессом носа и носоглотки; :
- аденоиды;
- недостаточная терапия острого среднего отита и мастоидита;
- понижение сопротивляемости организма;
- аллергическое состояние слизистой носа и слуховых труб.
При осмотре барабанная перепонка утолщена, видимая через прободение слизистая оболочка внутренней стенки барабанной полости ярко-красного цвета или бледная. Большинство клеток сосцевидного отростка заполнены слизью и гноем, постоянный отток гноя вызывает утолщение и отек слизистой оболочки слувохового прохода.
Хорошее кровоснабжение слуховых косточек у детей предохраняет их от раннего разрушения. Первым поражается длинный отросток наковальни и наковально-стремечковое сочленение, позднее — головка молоточка. Своевременно начатое лечение сохраняет в целостности систему косточек, что имеет первостепенное значение для сохранения слуха.
Различают две формы хронического среднего отита:
- мезотимпанальную, когда в процесс вовлекается преимущественно слизистая оболочка среднего уха, не переходя на костные стенки барабанной полости;
— эпитимпанальную, при которой процесс локализуется не толь- |ко в слизистой оболочке, но и переходит на костные стенки.
Мезотимпанит: жалобы на боли в ухе, слуховой проход заполонен гноем, после его очищения видна барабанная перепонка с [прободением. Оставшаяся часть барабанной перепонки нередко I изменена и сращена с медиальной стенкой барабанной полости. Гной не имеет запаха, но он появляется, если гной задерживается в ухе и подвергается гниению.
Отверстие в барабанной перепонке способствует тому, что при втяжении носом, неосторожном сморкании, крике выделения из носоглотки проникают в барабанную полость (так как деформированная барабанная перепонка не может поддерживать нормальное давление в барабанной полости, препятствующее проникновению слизи из носоглотки). Постоянное проникновение слизи и гноя препятствует рубцеванию барабанной перепонки. Обострение процесса отмечается в холодное время года при появлении насморка. После прекращения гноетечения отверстие в барабанной перепонке может закрыться тонкой пленкой или остается стойкая сухая перфорация. Функциональный прогноз ухудшается при сращении барабанной перепонки со стенками барабанной полости.
Эпитимпанит: процесс переходит на стенки барабанной полости, на слуховые косточки, вход в пещеру сосцевидного отростка, заднюю стенку наружного слухового прохода. Выделения слизисто-гнойные с запахом, указывающим на поражение кости. Боль чаще отсутствует. Понижение слуха достигает значительной степени. Общее состояние не страдает, температура наблюдается только при обострении процесса в ухе и в связи с катаральными изменениями в носу и носоглотке. Оставшаяся часть барабанной перепонки при обострении процесса — красная.
Мастоидит — воспаление сосцевидного отростка, встречающееся у детей старше двух лет. Его развитию способствуют плохой отток гноя из барабанной полости, а также понижение сопротивляемости организма у детей-аллергиков (рахит, диатез и др.)
Развивается мастоидит на 3 —4-й неделе после начала острого отита. Костные перегородки между клетками рассасываются с образованием полостей, заполненных гноем. Гной может прорваться в область шеи и головы. Отмечается припухлость за ушной раковиной. Ребенок жалуется на боли в ухе, односторонние головные боли, температура — 39-^40 °С. Слуховой проход заполнен густым гноем, полностью очистить его не удается. Большое количество гноя свидетельствует, что кроме барабанной полости он имеется еще и в других полостях (антруме, сосцевидном отростке).
Мастоидит зачастую приводит к разрушению кости. До появления антибиотиков мастоидит был одной из основных причин детской смертности. Мастоидит лечат антибиотиками, однако в тяжелых упорных случаях приходится прибегать к хирургическим мероприятиям — очистке, частичному или полному удалению кости — мастоидэктомии.
Т.о, воспаление среднего уха может быть вызвано множеством причин: различными бактериями, вирусами, аллергией, нарушениями в работе слуховой (евстахиевой) трубы. Респираторные инфекции могут проникать из носоглотки в ухо через евстахиеву трубу. Если труба по каким-то причинам отекает или перекрывается, то нарушается вентиляция среднего уха и возможно развитие инфекции. Инфекции среднего уха сопровождаются болью, чувством распирания в ухе, повышением температуры. Воспаление среднего уха сопровождается выделением жидкости (экссудата) в полость среднего уха. Когда жидкость скапливается, это может стать причиной временной потери слуха. Если часть жидкости остается в ухе после прекращения инфекции, заболевание может вернуться (рецидировать). Повторные или хронические инфекции среднего уха могут вызвать появления рубцов, утолщений или разрывов барабанной перепонки. Иногда образуется киста, называемая холестеатомой, или возникает инфекция сосцевидного отростка височной кости, в которой расположено ухо, — мастоидит. В результате слух снижается. При постоянном или частом воспалении среднего уха у маленьких детей возможно снижение слуха и, как следствие, нарушение развития речи и затруднения в овладении языком.
Боль при воспалении среднего уха вызывается либо давлением инфицированной жидкости, находящейся в среднем ухе, на барабанную перепонку, либо понижением воздушного давления в среднем ухе, отчего перепонка втягивается в среднее ухо. Давление воздуха в среднем ухе понижается в результате отека, закупорки гои воспаления евстахиевой трубы (евстахиит).
При воспалении среднего уха есть несколько видов лечения, в зависимости от причин и типа заболевания. При аллергии, простуде, любых застойных явлениях, ставших причинами патологии евстахиевой трубы, прописывают рассасывающие или антигистамнные противоаллергические средства. Для предотвращения, подавления или устранения инфекции применяются антибиотика, однако при вирусной инфекции они неэффективны.
Если инфекция не проходит или рецидивирует, прием антибиотиков продлевают. Длительное применение антибиотиков практикуется только при лечении упорных инфекций. Долговременней прием антибиотиком может дать побочные эффекты, например дисбактериоз и кожные высыпания. Некоторые бактерии, в том числе вызывающие воспаление среднего уха, вырабатывают стойкий иммунитет к антибиотикам. При использовании новых (антибиотиков стойкие бактерии мутируют, вырабатывая иммунитет и к ним. В результате бактерии могут приобретать иммунитет кс всем антибиотикам, сделав невозможной борьбу с инфекцией с: to помощью.
Поскольку антибиотики действуют не всегда, особенно если инфекция стала хронической или если в среднем ухе постоянно [скапливается жидкость, практикуется хирургическая процедура, называемая миринготомией (прокол барабанной перепонки), — маленький разрез на барабанной перепонке. Поскольку воспарение среднего уха и давление воздуха и жидкости (экссудата) на перепонку вызывают боль, маленькое отверстие выравнивает давление и обеспечивает отток жидкости из среднего уха. Обычно через день-два перепонка заживает. Боль при этом уменьшается. Если жидкость все-таки постоянно накапливается в полости среднего уха, через отверстие в перепонке вводятся тонкие Трубки, обеспечивающие отток и выравнивание давления (дренаж среднего уха). Они действуют как временная евстахиева труба. Такая процедура называется тимпаностомией. Пока в ухе наводятся трубки, нужно остерегаться попадания в естахиевую трубу влаги.
Основные симптомы воспаления среднего уха исчезают при лечении через 3—4 дня в 70 — 80% случаев, однако при тяжелом течении заболевания возможны осложнения — могут развиться холестеатома, мастоидит (см. выше), мозговой абсцесс и менингит.
Холестеатома рва это киста в среднем ухе. Встречается она не часто и вызывает потерю слуха. Ее основными причинами являются неуравновешенное давление в среднем ухе из-за дисфункции евстахиевой трубы и длительно текущее воспаление, разрастание ткани наружного слухового прохода и ее проникновение через разрыв барабанной перепонки в среднее ухо, разрастание ткани в среднем ухе.
Холестеатома перекрывает путь звуковым волнам, вызывая снижение слуха. Одно из последствий 0 эрозия слуховых косточек, что приводит к постоянной потере слуха. Она может задеть даже лицевой нерв. Лечение радикальное удаление холестеатомы хирургическим путем. Слуховые косточки могут быть восстановлены реконструктивной операцией.
Таким образом, после воспалительных процессов среднего уха возникает стойкое понижение слуха; глухота не наступает благодаря сохранению костной проводимости. Полная глухота может быть результатом перехода гнойного процесса из среднего уха во внутреннее.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания