logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

12.1. Происхождение речи

За последние 150 лет ученые разных специальностей провели много исследований для выяснения происхождения и природы речи. Изучены все европейские языки и языки многих отсталых народностей, велись исторические исследования, изучалось раз­витие речи у детей, ее нарушения, деятельность аппарата речи.

Присущие человеку способности к речи и словесному мышле­нию имеют свою предысторию в развитии животного мира. Дол­гое время считалось, что у животных существуют лишь сложные системы инстинктивных (врожденных) звуков, с помощью кото­рых и устанавливается контакт в стаде, стае и т.д. Действительно, крики животных в основном непроизвольные: их вызывает силь­ное возбуждение — страх, ярость и т.д. Такие крики называют аффективными (аффект — состояние сильного возбуждения). Эти крики у других животных вызывают инстинктивные ответные ре­акции. Например, тревожный крик курицы вызывает реакцию замирания даже у только что вылупившихся цыплят. Крик испуга грачей, записанный на магнитофонную ленту, рождает панику в стае грачей и т.д.

Аффективные крики — сигналы у животных очень разнообраз­ны. У человекообразных обезьян насчитывают до 30 разных по звукосочетаниям интонаций криков. Все животные обычно про­являют способность к подражанию тем звукам, которые свойствен­ны данному виду. Если, например, залаяла одна собака, то другие поблизости сейчас же подхватывают лай; то же у коров. Особен­но велика способность к звукоподражанию у некоторых птиц (по­пугаев и врановых).

Как средство общения животные используют не только крики, но и движения, которые носят обычно инстинктивный характер. Обычно эти движения сопровождают крики. Например, поза рас­серженной собаки, которая лает на чужого человека или виляет хвостом, повизгивает, прыгает, встречая хозяина. У всех видов животных есть выразительные движения угрозы, просьбы, страха, на которые другие животные отвечают инстинктивной реакцией самозащиты, нападения и т.д.

Наблюдения последних десятилетий показали, однако, что сред­ства общения животных не исчерпываются инстинктивными зву­ками

и движениями, у них имеются и выработанные в жизненном опыте формы общения. Например, физиологи Ю. Конорский и С.Миллер сгибали собаке лапу и при этом давали пищу. Через некоторое время, будучи голодной, собака сама стала сгибать лапу, прося таким образом еду. Таким образом, было показано, что высшие животные способны использовать в общении с другими животными и людьми условные сигналы, если они этому обуче­ны. Конечно, все это лишь предпосылки развития человеческих форм общения.

В исторических исследованиях было установлено, что у перво­бытных людей жестикуляторный и словесный виды речи возник­ли из аффективных и звукоподражательных криков и сопровож­дающих их движений. Происходило это, как считают ученые, под влиянием того, что люди стали применять орудия, трудиться. При­менение орудий потребовало уже не возгласов, а слов-наименова­ний, а затем и слов-понятий.

Относительно происхождения слов высказываются различные предположения. Одни ученые считают, что речь возникла из не­произвольных выкриков («Ух!» «Фу!» и т.д.). Эту теорию полушу­тя называют теорией «тьфу-тьфу». Действительно, ведь часто можно слышать: «Тьфу, вот досада!», «Фу, какая гадость!» и т.д. Другие ученые полагают, что речь возникла из звукоподражания (тео­рия «гав-гав»), В русском языке, например, очень много звуко­подражательных слов: хлопать, жужжать, шуршать, хохот, свист, звон и др. Особенно богата ими детская речь: топ-топ, тик-так, гав-гав и др.

Естественно, объяснить происхождение слов, речи одной из этих теорий нельзя; в известной мере верны обе: материалом для будущей речи служили и аффективные восклицания, и звуко­подражания. Ученые отмечают, что шагом в развитии речи было расчленение первобытных слов на «указательные» и «назывные». К указательным относились обозначения групп людей, и вначале они были собирательными (они здесь, они там, мы с вами и т.п.). Среди назывных выделялись названия предметов и их качеств. Иногда одним словом обозначались совершенно разнородные объекты. Например, в Австралии слово «ингва» означает ночь, спящих людей, съедобные корни водяной лилии и т.д. Поэтому для понимания слова нужно учитывать сопровождающие его же­сты и всю обстановку.

Постепенно на смену первобытной речи с многозначными об­разными понятиями приходил более совершенный строй языка с разграничением имен существительных, прилагательных, глаго­лов и других частей речи.

Возникает ряд вопросов. Почему только человек оказался спо­собен к развитию членораздельной речи и отвлеченному словес­ному мышлению? Почему даже для высших животных, например

человекообразных обезьян, основным средством общения служат инстинктивные звуки и движения? Почему дети по способам об­щения так близки к животным и у них медленно, на протяжении нескольких лет, формируется речь?

На все «почему» ответ один: это зависит от особенностей строе­ния головного мозга человека, расположения, величины и формы гортани.

И.П.Павлов называл мозг «органом приспособления к окру­жающей среде». В самом деле, если легкие обеспечивают газооб­мен, желудок и кишечник переваривают пищу, почки осуществ­ляют выделительную функцию и т.д., то мозг обеспечивает связь организма с окружающим его внешним миром, дает возможность приспособиться к условиям среды.

Чем проще строение мозга, тем примитивнее, грубее формы при­способления животного к окружающей среде. Напротив, чем слож­нее мозг, тем совершеннее и тоньше механизмы приспособления.

Усложнения строения головного мозга человека выражаются:

1. в увеличении его массы относительно массы тела (у челове­ка вес мозга равен '/и— '/50 части веса тела, а у человекообразных обезьян — '/2оо);

2. в увеличении площади полушарий мозга и особенно лобных отделов (у человека лобные доли занимают 25 % площади боль­ших полушарий, а у обезьян — 10 %).

3. в появлении новых областей мозга — речевых;

4. в увеличении поверхности мозга (она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины).

Ребенок рождается с относительно незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожден­ных вес мозга равен 400 г, через год он удваивается, а к 5 годам утраивается. В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжа­ется до 22 — 25 лет.

В коре головного мозга человека насчитывается до 17 млрд нервных клеток, тогда как у человекообразных обезьян не более 3 — 5 млрд. В речевых областях созревание нервных клеток завер­шается в основном к 2 годам, но тонкое строение коры совершен­ствуется еще на протяжении многих лет.

Таким образом, возможности развития речи и отвлеченного словесного мышления у человека определяются высоким разви­тием мозга. Медленность же формирования речевой функции ре­бенка (на протяжении нескольких лет) связана с медленным со­зреванием его мозга.

Некоторые полагают, что речь — это функция органов артику­ляции: губ, языка, гортани и т.д. Но это не так. Речь — это преж­де всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Артикуляторные органы лишь выполняют при­казы, поступающие из мозга.