logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

7.5.1. Классификация тугоухости

Все применявшиеся в практике классификации тугоухости ос­нованы на принципе определения остроты слуха количественным методом. Для этого проводят исследование слуха, учитывая при оценке тугоухости состояние восприятия частот в зоне речевого диапазона. В основу положен принцип метода расчета средней потери слуха, усредненного тонального порога, который опреде­ляют путем вычисления средней арифметической порогов слы­шимости трех чистых тонов: 500, 1000 и 2 000 Гц. В дальнейшем данный принцип только модифицировался (табл. 8).

Разные авторы, как правило, выделяют три степени тугоухости (легкая, средняя, тяжелая) и группу глухоты. Общим в этих клас­сификациях является граница, которая отделяет глухоту от туго­ухости, — 80—90 дБ.

По мнению Л.П.Назаровой (2001), недостатками названных классификаций являются следующие: нет единого критерия лег­кой тугоухости. У одних это 30 дБ (Хьюзинг), у других — от 30—50 дБ

(Мониер с соавт.), у третьих от 30—60 дБ (М. и Кл. Портман). Для всех названных авторов группа глухоты начинается с 80—90 дБ. Среди этой группы не выделены подгруппы. Практиче­ским работникам известно, что у неслышащих остаточный слух со­хранен по-разному: у одних — больше, у других — меньше. В дан­ных классификациях группа неслышащих представлена достаточ­но аморфной. Третий недостаток состоит в том, что при расчете Вредней потери слуха не принимается важная (речевая) частота 4 000 Гц. Известно, что речевой диапазон находится на границе 4000 Гц.

В нашей стране наибольшее распространение на практике по­ручила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В. Нейманом (1961). Ее отличие от ранее разработанных в том, что диагноз «глухота» ставится при меньшей степени потери слуха

(75 — 80 дБ) и устанавливаются три степени тугоухости в зави­симости от средней арифметической потери слуха в области рече­вого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц) (табл. 9).

Продолжительное время в классификациях не выделялась ка­тегория тугоухих, хотя почти в каждой классификации выделя­лись группы с более высоким слуховым восприятием тонов и речи, что могло соответствовать категории тугоухих (слабослышащих). Постепенно данный пробел был восполнен. В этом отношении представляет интерес классификация слабослышащих по Б. С. Пре­ображенскому. В ее основу был положен принцип восприятия речи на слух в условиях, соответствующих обычной обстановке, не имеющей звукоизоляции от посторонних шумов. Слух исследова­ли при восприятии шепотной и разговорной речи (табл. 10).

Классификация Б. С. Преображенского имеет практическое значение, так как в ней определены параметры восприятия на слух I шепотной и разговорной речи. Классификация позволяет без специальной аппаратуры определить состояние слуха ребенка для речевого общения.

Представляет интерес соотнесение вида школы со степенью увеличения тональных порогов — классификация Дж. Бекмана (табл. 11). Она имеет практическую значимость, так как позволяет определить, где целесообразнее обучаться ребенку, т. е. в каком типе (виде) школы.

В конце 1970-х гг. Международная конференция аудиологов в Париже приняла за основу следующую классификацию нарушений слуха:

1 степень — 26—40 дБ; 2 степень — 41 —55 дБ; 3 степень — 56 — 70 дБ; ; 4 степень — 71 — 90 дБ;

Глухота — более 91 дБ.

Научный центр аудиологии и слухопротезирования Минздрава РФ рекомендовал данную классификацию для практического применения в нашей стране.