11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
Артикуляция — деятельность органов произношения, которая реализуется благодаря активации органов и полостей надставной трубы: неподвижных (полости носа, придаточные пазухи, твердое нёбо, задняя стенка глотки) и подвижных (нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо, губы, мимические и жевательные мышцы). Первые — пассивные, вторые — активные участники артикуляции. Именно активные части системы акустически обеспечивают образование всех звуков речи (как согласных, так и гласных), а также психологических единиц языка — фонем. Особенности артикуляции различных звуков речи позволяют дифференцировать их на слух. Русский язык содержит 6 гласных и 36 согласных звуков (всего 42 звука).
Звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова, принято называть фонемами. Например, слова «зов» » «ров», «сок» — «шок» отличаются только первыми звуками; слова «бак», «бук», «бок» - вторыми, а слова «воз», «вор», «вол» - третьими звуками. Обычно фонемы используются лингвистами как минимальные единицы для характеристики языка.
Для речи характерна сегментно-просодичёская организация. Дискретные элементы — гласные и согласные звуки — образуют целостный звуковой поток, в результате чего устная речь становится средством коммуникации.
Общепринятая классификация звуков речи базируется на ряде упрощенных допущений, из которых наиболее существенными являются следующие:
1. каждый язык может обойтись весьма ограниченным набором действий органов, участвующих в речеобразовании (набор «артикуляционных жестов»);
2. каждый артикуляционный жест есть некоторое характерное для него состояние речевого аппарата (особенности работы источников звуковой энергии, конфигурация речевого тракта), ведущее к возникновению определенного звука речи;
3. артикуляционные жесты выполняются последовательно один за другим.
Артикуляция гласных. При образовании гласных звуков:
- воздушный поток свободно проходит через весь речевой тракт; w — обязательным является участие голосового источника (для нормальной нешепотной речи);
- речевой тракт имеет определенную конфигурацию, благодаря чему обеспечивается специфическая форма спектра, типичная для данного звука;
- гласные могут искусственно продолжительно «тянуться», и в речевом потоке при нормальном темпе ударные гласные обычно имеют участок, где их характеристики оказываются относительно стационарными.
При образовании гласных звуков частота голоса усиливается в надставной трубе за счет резонансов. Усиленные частоты называется формантами. Они отличаются для разных гласных по количеству (от двух до пяти-шести формант) и выраженности. Возникновение и особенности формантного состава гласных звуков обеспечиваются характерным расположением органов артикуляции — губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.
В результате прохождения звуковой волны от голосовых связок через ротоглоточный резонатор ее спектр преобразуется: максимумы акустической энергии (первая и вторая форманты — F, и F2) сосредоточены в частотных полосах, соответствующих резонансному усилению речевого тракта, минимумы — в частотных полосах, где акустическая энергия подавляется. Максимумы акустической энергии на спектрах звуков называют формантными максимумами, или речевыми формантами. Каждый звук речи имеет несколько формант — Fn, но наиболее выражены F1 и F2. На основе речевых формант человек опознает звук речи, причем наиболее значимым для опознания являются первые две форманты. Формантные частоты речевых звуков как гласных, так и согласных, у разных людей отличаются на 20 % в зависимости от структурно-функциональных особенностей речевого аппарата.
Для распознавания звуков речи большое значение имеет распределение по частотному диапазону формант, которые существуют
в спектре всех гласных и некоторых согласных. Между спектральными и артикуляционными признаками звуков речи существует связь. Она выражается в зависимости частот формант от ряда и подъема гласного. Например, частота первой форманты связана с подъемом гласного: у открытого гласного она выше, чем у закрытого. Частота второй форманты связана с рядом гласного. Передним гласным соответствуют высокие частоты второй форманты, задним — низкие. Помимо формантного состава звуков речи на их звучание (и восприятие) оказывает влияние соотношение энергий в формантах.
Средний уровень разговорной речи при измерении на расстоянии 1 м колеблется от 60 до 80 дБ относительно стандартного нулевого уровня, за который принято звуковое давление 2 х 10-5 Па. Разница между наиболее слабыми и наиболее сильными звуками составляет 47 дБ. Эта разница называется динамическим диапазоном речи. Интенсивность гласных звуков значительно больше, чем согласных.
Классификация гласных звуков (по Нейману, 1961) строится с учетом участия губ, степени и места подъема языка. Гласные О и У называют лабиализированными, так как в их формировании основная роль принадлежит губам (лат. labium — губа). Остальные гласные нелабиализированные. По степени и месту подъема языка различают: гласные верхнего подъема — И, У, Ы; среднего — Э, О, И; нижнего — А.
По месту подъема языка при произнесении звука и пространству, остающемуся в ротовой полости перед или после расположения в ней язычка, гласные делят на три категории: гласные переднего ряда (И, Э) — язык продвигается вперед и упирается в нижние зубы, а средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу; гласные заднего ряда (О, У) — кончик языка отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу; гласные среднего ряда (А, Ы) — вся спинка языка поднята к твердому нёбу (табл. 17).
Артикуляция согласных. При образовании согласных звуков:
- воздушный поток встречает более или менее выраженное препятствие в том или ином месте речевого тракта;
- отмечается быстрое изменение в действиях речеобразующего механизма;
- большинство согласных, по-существу, определяются спецификой возникающих при звукообразовании переходных процессов.
Следовательно, согласные звуки имеют особенности, связанные с препятствиями в надставной трубе, возникающими на пути выдыхаемой воздушной струи, т.е. их звучание зависит как от способа образования, так и места препятствия.
Классификация согласных базируется на следующих признаках:
- участии голосового источника (глухие, звонкие);
- способе образования (щелевые, смычные, дрожащие);
- месте образования (губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные);
- участии носовых полостей (назальные, чистые);
- характере положения спинки языка (твердые, мягкие).
Рассмотрим способы артикуляции согласных. Если при произнесении звука имеет место плотное смыкание артикуляторных органов (например, губ), а затем оно разрывается струей выдыхаемого воздуха, то образуются смычные, или взрывные, согласные. Они всегда содержат акустический компонент шума. Если между активным и пассивным органом артикуляции остается узкая щель, то образуются щелевые, или фрикативные, согласные. Если при полной смычке артикуляторных органов размыкание происходит постепенно, то образуются смычно-щелевые согласные (аффрикаты). Если воздушная струя приводит в состояние вибрации преграду, образуются дрожащие согласные (вибранты). Согласные, образующиеся в результате полного смыкания органов артикуляции (например, смычка между губами), когда в другом месте остается свободный проход для воздушной струи (например, носовые ходы), называются смычно-проходными. Шума при этом почти не возникает. Смычно-проходные согласные подразделяются на носовые и ротовые. Если активным органом артикуляции являются губы, то возникающие согласные называют губными, если язык — язычными.
Для удовлетворительного восприятия речи достаточно, чтобы полоса частот голоса составляла 80—3 000 Гц. Этот диапазон обеспечивает практически полную разборчивость фразовой речи. Однако для высококачественной передачи и восприятия речи, а тем более музыки, необходим более широкий частотный диапазон — от 20 Гц до 16 — 20 кГц, т.е. весь частотный диапазон слуха.
Эффективность восприятия речи зависит от ее громкости. Для того чтобы сигнал был хорошо разборчив, он должен превышать
уровень средних и громких шумов приблизительно на 30 дБ. В случае слабых шумов (до 40 дБ) достаточно превышения 20 дБ.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания