logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)

Способность слышать и понимать речь является основным кри­терием оценки состояния слуха. Вот почему любое исследование

слуховой функции необходимо начинать с ориентировочной проверки восприятия живой речи.

Человек, как правило, слышит разговорную речь на расстоянии 4 - 6 м в помещении, в котором ему приходится большей частью общаться с другими людьми. Оценка результатов исследования сводится к определению расстояния, с которого человек слышит шёпотную, разговорную, громкую речь или крик. Для исследования обычно пользуются числами либо таблицей слов, содержащей слова с низкой (басовая группа) и высокой (дискантовая группа) частотной характеристикой (табл. 2).

При нормальном слухе восприятие шепотной речи происходит на расстоянии, в среднем равном 5 м для басовой группы и 20 м для дискантовой группы. Зная количественные соотношения по­казателей шепотной и разговорной речи (при небольшой и сред« ней потере слуха) можно высказать предположение о локализа­ции поражения (табл. 3).

Для исследования фонематического слуха, т.е. способности различать акустические сходные фонемы, подбираются специаль­ные и понятные по смыслу слова. Они должны отличаться друг от друга только теми звуками, которые исследуются, например: чашка шашка, точка — дочка, жар — шар, почка — бочка, коза — коса и т. д. Такие слова применяются для изучения способности к дифференциации согласных фонем.

Пары слов используются и при изучении способности к диф­ференциации гласных фонем, например: стол — стул, дым — дом, мишка — мышка. Результаты исследований заносят в таблицу.