12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
Великий русский физиолог И.П.Павлов считал, что человек ориентируется в окружающем мире благодаря трем уровням реагирования: (1) врожденные реакции; (2) выработанные на основе механизма жизненного опыта; (3) с помощью понятий в виде слов.
В осуществлении речевого акта принимают участие как врожденные, так и выработанные рефлексы.
К врожденным относятся, во-первых, предречевые реакции (крик, гуление, свирель, лепет). У всех правильно развивающихся детей они проявляются в одни сроки и в одинаковой форме — значит, они не являются результатом обучения. Гуление возможно даже у глухих от рождения, хотя оно скоро прекращается. Во-вторых, к врожденным рефлексам относятся проявления звукоподражания (от 2 до 7 месяцев): при имитации артикуляторной мимики ребенок непроизвольно издает соответствующий звук.
Постепенно между слышимыми звуками и теми движениями губ, языка, глотки, которые нужны для произнесения этих звуков,
устанавливаются условные связи. Теперь, услышав звук речи и не видя мимики взрослого, ребенок пытается воспроизвести его - звукоподражание приобретает условно-рефлекторный характер. Эти условные связи вырабатываются очень рано — в первые месяцы жизни ребенка. Механизм условного рефлекса обеспечивает и развитие понимания слов. И.П.Павлов разделил условные рефлексы человека на первосигнальные и второсигнальные. Первосигнальные являются общими для животных и человека, a второ- сигнальные характерны только для человека.
Вторые сигналы обобщаются на основе первых, т.е. образуются понятия. В этом процессе участвуют различные сенсорные системы (зрительная, слуховая, осязательная и др.), а также двигательный анализатор. Следовательно, понимание — результат развития большого числа условных связей между многими областями мозга в обоих полушариях.
Произнесение слов - это тоже всегда результат обучения, т.е. выработки систем условных связей. Здесь используются с f,вязи, полученные при сочетании звуков речи и движений артикуляторных органов, а также при сочетании звуков речи между собой.
Следовательно, слово - это стереотип определенных звукосочетаний, а фраза — стереотип сочетания слов. Последовательность входящих в стереотип элементов закрепляется, и если дается первый элемент стереотипа, ребенок воспроизводит остальные. Например, мать говорит: «Тик», а ребенок договаривает: «Так».
За каждым этапом развития речи стоит большая работа ребенка и взрослых. В этом помогают рефлекс подражания и игровой рефлекс (тренировка в произношении, многократное повторенное — увлекательное занятие для детей, особенно если их кто-нибудь слушает).
Первые слова имеют широкое обобщающее значение (например, «ням-ням» — это любая еда и посуда, просьба дать есть и тт.д.). Постепенно ребенок усваивает разные названия для всех предметов и действий, чему содействуют манипуляции с предметами, действия с ними. Раньше других о« начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; ложка, чашка и др.
На протяжении первой половины 2-го года жизни ребенок усваивает большое число названий предметов и действий, но все они относятся пока к отдельным предметам и не получили обобщающего значения.
Формирование обобщающего значения слова или слова как «сигнала сигналов» подробно исследовано М. М. Кольцовой.
I степень обобщения — слово связано с непосредственными ощущениями, оно обобщает множество непосредственных раздражителей, т.е. формирующихся на непосредственной основе; значит, слова могут вызвать те же ощущения, которые вызывали сами раздражители. Например, слово «мама» обобщает все те ощущения,
которые ребенок получает матери — ее внешности, голоса, прикосновений и т.д.
Пример. Бабушка говорит двухлетнему Коле: «Мама идет», — и он радостно бросается к двери, как будто уже увидел ее.
II степень — обобщение разных образов словом. Увидев кошку с котятами, Коля говорит: «Кися — мама». Ребенок смог перенести слово на новый объект, т. е. но приобрело для него уже обобщающее значение, стало понятием. Слово можно оценивать как обобщающий сигнал («сигнал сигналов»), если оно обозначает не один какой-то предмет, а множество их.
III степень - обобщение боле: высокого уровня (широкое обобщающее значение). Например: непосредственные ощущения (колючие ветви) — только «эта елка»; разные образы — словом «елка»; высокий уровень обобщения — «дерево».
Более высокие уровни обобщения — связь с корнями все слабее, затем утрачивается.
Когда слово обозначает только один предмет или действие, мы не можем говорить, что это настоящее понимание смысла слова (есть конкретная ложка, мама, елка, нет ложки вообще, мамы вообще, нет общих понятий). Значение слов можно сравнить со значением звуковых сигналов для животных. Например, собака дает правильные реакции на многие словесные сигналы: «Дай лапу», «Стоять» и т.д. Значит, реакции ребенка на этом уровне нельзя считать проявлением деятельности второй сигнальной системы.
Пример. Малыш, 1 год 6 мес., услышав слова матери, что она безумно устала, повторяет за ней: «Безюмана безюмана». Конечно, это есть простое звукоподражание, как у попугая или скворца.
Во второй половине второго года жизни ребенок начинает связывать в одну фразу три слова. Это свидетельствует о большом усложнении в деятельности мозга: на каждое слово выработана система связей и теперь происходит их объединение. Дети открывают, что все вокруг имеет свое имя — каждый предмет, каждый человек (как зовут этого мальчика, девочку и т.д.).
Жажда знать больше названий обеспечивает развитие у детей более высоких степеней обобщения Трудное название ребенок часто заменяет созвучным, более мягким для артикуляции.
Итак, усвоение ребенком последовательности звуков в слове есть результат выработки систем условных связей, но и соединение слов в фразу тоже имеет в основе выработку системы условных связей. Принцип стереотипа хорошо виден, если внимательно прислушаться к речевым реакциям детей. На основе все более и более сложных стереотипов формируется активная речь ребенка.
Успехи в овладении фонетической стороной речи обеспечиваются и ранним развитием восприятия, и становлением сложной системы динамических второсигнальных условных связей в сфере слухового и речедвигательного анализаторов. Под влиянием реакции окружающих идет постоянная коррекция речи ребенка. Слово становится обобщенным знаком, характеризующим классы ситуаций. К 6 годам лексика уже в пределах 2000— 3 000 слов. Грамматические формы становятся более устойчивыми и дифференцированными, осознаются элементы речевой деятельности: звуки, слоги, слова и предложения (а не как предмет или конкретный образ ситуации). В этот же период активизируется внутренняя речь — речемыслительный процесс, протекающий динамично в предикативной форме, когда ребенок может рассуждать сам с собой, не разговаривая при этом вслух. Значение слова, являясь само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления, и в процессе развития высших психических функций у ребенка возникает качественно новое, сложное единство — речевое мышление. Устная речь становится универсальным средством мышления, общения и познания и оттачивается на протяжении всей жизни.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания