logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе

Великий русский физиолог И.П.Павлов считал, что человек ориентируется в окружающем мире благодаря трем уровням реа­гирования: (1) врожденные реакции; (2) выработанные на осно­ве механизма жизненного опыта; (3) с помощью понятий в виде слов.

В осуществлении речевого акта принимают участие как врож­денные, так и выработанные рефлексы.

К врожденным относятся, во-первых, предречевые реакции (крик, гуление, свирель, лепет). У всех правильно развивающихся детей они проявляются в одни сроки и в одинаковой форме — значит, они не являются результатом обучения. Гуление возможно даже у глухих от рождения, хотя оно скоро прекращается. Во-вто­рых, к врожденным рефлексам относятся проявления звукопод­ражания (от 2 до 7 месяцев): при имитации артикуляторной ми­мики ребенок непроизвольно издает соответствующий звук.

Постепенно между слышимыми звуками и теми движениями губ, языка, глотки, которые нужны для произнесения этих звуков,

устанавливаются условные связи. Теперь, услышав звук речи и не видя мимики взрослого, ребенок пытается воспроизвести его - звукоподражание приобретает условно-рефлекторный характер. Эти условные связи вырабатываются очень рано — в первые ме­сяцы жизни ребенка. Механизм условного рефлекса обеспечивает и развитие понимания слов. И.П.Павлов разделил условные ре­флексы человека на первосигнальные и второсигнальные. Первосигнальные являются общими для животных и человека, a второ- сигнальные характерны только для человека.

Вторые сигналы обобщаются на основе первых, т.е. образуются понятия. В этом процессе участвуют различные сенсорные систе­мы (зрительная, слуховая, осязательная и др.), а также двигатель­ный анализатор. Следовательно, понимание — результат развития большого числа условных связей между многими областями мозга в обоих полушариях.

Произнесение слов - это тоже всегда результат обучения, т.е. выработки систем условных связей. Здесь используются с f,вязи, полученные при сочетании звуков речи и движений артикуляторных органов, а также при сочетании звуков речи между собой.

Следовательно, слово - это стереотип определенных звукосочетаний, а фраза — стереотип сочетания слов. Последовательность входящих в стереотип элементов закрепляется, и если дается пер­вый элемент стереотипа, ребенок воспроизводит остальные. На­пример, мать говорит: «Тик», а ребенок договаривает: «Так».

За каждым этапом развития речи стоит большая работа ребенка и взрослых. В этом помогают рефлекс подражания и игровой реф­лекс (тренировка в произношении, многократное повторенное — увлекательное занятие для детей, особенно если их кто-нибудь слушает).

Первые слова имеют широкое обобщающее значение (например, «ням-ням» — это любая еда и посуда, просьба дать есть и тт.д.). Постепенно ребенок усваивает разные названия для всех предме­тов и действий, чему содействуют манипуляции с предметами, действия с ними. Раньше других о« начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; ложка, чашка и др.

На протяжении первой половины 2-го года жизни ребенок усваивает большое число названий предметов и действий, но все они относятся пока к отдельным предметам и не получили обобщаю­щего значения.

Формирование обобщающего значения слова или слова как «сигнала сигналов» подробно исследовано М. М. Кольцовой.

I степень обобщения — слово связано с непосредственными ощущениями, оно обобщает множество непосредственных раздражителей, т.е. формирующихся на непосредственной основе; значит, слова могут вызвать те же ощущения, которые вызывали сами раздражители. Например, слово «мама» обобщает все те ощущения,

которые ребенок получает матери — ее внешности, голо­са, прикосновений и т.д.

Пример. Бабушка говорит двухлетнему Коле: «Мама идет», — и он радостно бросается к двери, как будто уже увидел ее.

II степень — обобщение разных образов словом. Увидев кошку с котятами, Коля говорит: «Кися — мама». Ребенок смог перене­сти слово на новый объект, т. е. но приобрело для него уже обоб­щающее значение, стало понятием. Слово можно оценивать как обобщающий сигнал («сигнал сигналов»), если оно обозначает не один какой-то предмет, а множество их.

III степень - обобщение боле: высокого уровня (широкое обоб­щающее значение). Например: непосредственные ощущения (ко­лючие ветви) — только «эта елка»; разные образы — словом «елка»; высокий уровень обобщения — «дерево».

Более высокие уровни обобщения — связь с корнями все сла­бее, затем утрачивается.

Когда слово обозначает только один предмет или действие, мы не можем говорить, что это настоящее понимание смысла слова (есть конкретная ложка, мама, елка, нет ложки вообще, мамы вообще, нет общих понятий). Значение слов можно сравнить со значением звуковых сигналов для животных. Например, собака дает правильные реакции на многие словесные сигналы: «Дай лапу», «Стоять» и т.д. Значит, реакции ребенка на этом уровне нельзя считать проявлением деятельности второй сигнальной си­стемы.

Пример. Малыш, 1 год 6 мес., услышав слова матери, что она безум­но устала, повторяет за ней: «Безюмана безюмана». Конечно, это есть простое звукоподражание, как у попугая или скворца.

Во второй половине второго года жизни ребенок начинает свя­зывать в одну фразу три слова. Это свидетельствует о большом усложнении в деятельности мозга: на каждое слово выработана система связей и теперь происходит их объединение. Дети откры­вают, что все вокруг имеет свое имя — каждый предмет, каждый человек (как зовут этого мальчика, девочку и т.д.).

Жажда знать больше названий обеспечивает развитие у детей более высоких степеней обобщения Трудное название ребенок часто заменяет созвучным, более мягким для артикуляции.

Итак, усвоение ребенком последовательности звуков в слове есть результат выработки систем условных связей, но и соединение слов в фразу тоже имеет в основе выработку системы услов­ных связей. Принцип стереотипа хорошо виден, если вниматель­но прислушаться к речевым реакциям детей. На основе все бо­лее и более сложных стереотипов формируется активная речь ребенка.

Успехи в овладении фонетической стороной речи обеспечива­ются и ранним развитием восприятия, и становлением сложной системы динамических второсигнальных условных связей в сфере слухового и речедвигательного анализаторов. Под влиянием реак­ции окружающих идет постоянная коррекция речи ребенка. Сло­во становится обобщенным знаком, характеризующим классы ситуаций. К 6 годам лексика уже в пределах 2000— 3 000 слов. Грамматические формы становятся более устойчивыми и диф­ференцированными, осознаются элементы речевой деятельности: звуки, слоги, слова и предложения (а не как предмет или конк­ретный образ ситуации). В этот же период активизируется внут­ренняя речь — речемыслительный процесс, протекающий дина­мично в предикативной форме, когда ребенок может рассуждать сам с собой, не разговаривая при этом вслух. Значение слова, являясь само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления, и в процессе развития высших психических функций у ребенка возникает качественно новое, сложное единство — речевое мышление. Устная речь ста­новится универсальным средством мышления, общения и позна­ния и оттачивается на протяжении всей жизни.