logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

19.2.2. Система дошкольного обучения

Для детей с нарушением зрения имеются дифференцирован­ные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах. Эти учреждения (детские сады и ясли- сады) создаются для слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией. Существует и интегрированная си­стема дошкольных учреждений смешанного типа, куда поступают дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабо­видящих

слабо­видящих и слепых детей. В эти учреждения принимаются дети от 2 до 7 лет. Дошкольные специальные учреждения входят в систе­му образования и открываются отделами образования совместно с отделами здравоохранения:

- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы при школах- интернатах для слепых детей;

- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабови­дящих детей;

- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;

- учебно-воспитательные комплексы (детский сад началь­ная школа);

- группы для слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией при общеобразовательном ДОУ (детский сад комби­нированного вида);

- дошкольные детские дома для детей с нарушением зрения;

- смешанные группы (группы интегрированного обучения);

- группы кратковременного пребывания;

- консультативные группы.

Обучение и воспитание дошкольников обеспечивается благо­даря взаимодействию специалистов, работающих в дошкольных учреждениях. Согласно типовому положению в обеспечении охра­ны здоровья детей и осуществлении коррекционно-педагогического процесса участвуют несколько служб:

- медицинская (врач-офтальмолог, медицинская сестра — ортоптистка, педиатр, медицинская сестра);

- психологическая (специальный психолог или педагог-пси­холог);

- педагогическая (тифлопедагог, воспитатели, логопед, если у детей имеются речевые нарушения, музыкальный руководитель, специалист по АФК (ЛФК)).

Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключе­ния и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогических комиссий, которые принимают решения о за­числении в учреждение и выводе из него. Методика обследования представляет собой серии заданий, позволяющих выявить уровень психофизического развития ребенка определенного возраста.

В детских садах и группах для детей с нарушением зрения, во-первых, обеспечивается лечение, при благоприятном прогнозе — восстановление зрения либо предупреждение ухудшения его со­стояния. Во-вторых, в процессе обучения и воспитания создают­ся специальные условия, способствующие предупреждению по­явления вторичных отклонений, формированию компенсаторных процессов. В-третьих, в процессе организованного коррекционно-развивающего педагогического процесса происходит преодо­ление, ослабление или устранение недостатков познавательной

деятельности, физических отклонений, некоторых нежелательных эмоционально-личностных качеств детей с нарушением зрения.

Обучение детей с нарушением зрения направлено на всесто­роннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у них не­достатков развития, обусловленных тяжестью и характером зритель­ной патологии. В детском саду оно осуществляется на занятиях в группах по 6 человек слепых или 8 слабовидящих детей или по 10— 12 детей в группах с косоглазием и амблиопией. В зависимости от направленности и дидактических задач занятия могут проводиться фронтально, по подгруппам (2—4 человека) или индивидуально.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зре­ния направлено на решение общих и специальных задач форми­рования знаний, умений и навыков, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешную социализацию и интеграцию при поступлении в школу. Специ­альные программы разработаны на основе программы воспита­ния и обучения дошкольников в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формированию предметных представ­лений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкульту­ре, ритмике, коррекции нарушений речи, развитию вербальных и невербальных средств общения.

Обучение в дошкольных учреждениях строится на основе об­щедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (осязательного, осязательно-зрительного, зрительно-осязательного или зрительного), познавательной деятельности и компенсатор­ных возможностей Наряду с общими направлениями обучения и воспитания в детских садах для детей с нарушением зрения реализуются специ­фические направления.

• Лечебно-восстановительная работа, способствующая охране зрительных функций у частичнозрячих и слабовидящих и восста­новлению их до нормы у детей с амблиопией и косоглазием. Ве­дущая роль в реализации лечебно-восстановительных задач при­надлежит офтальмологу, который назначает терапевтическое и аппаратное лечение детям в зависимости от диагноза зрительного заболевания и состояния зрительных функций. На каждом этапе лечения в соответствии с рекомендациями офтальмолога во время коррекционных и общеобразовательных занятий тифлопедагог и воспитатель проводят специальные упражнения на активизацию работы амблиопийного глаза, развитие глазодвигательных функ­ций, бинокулярного зрения (обводка через кальку, штрихование контурных изображений, шнуровка, обведение лабиринтов и т.д.). Такие упражнения пробуждают непроизвольный интерес ребен­ка,

повышают активность его участия в лечебном процессе, что усиливает их оздоровительный эффект.

Создание благоприятных условий для развития детей с нару­шением зрения. Предполагается прежде всего соблюдение офтальмо-гигиенических требований при подборе игрового оборудования и мебели, обеспечение достаточной освещенности помещений детского сада, удобное размещение детей во время занятий, рацио­нальное расположение наглядного материала, определенная дли­тельность зрительных нагрузок, оптимальное использование на­глядных пособий, которые адаптируются к условиям восприятия (зрительного или осязательного), оптических средств коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала.

Коррекция вторичных отклонений психофизического разви­тия. Опираясь на положения о развитии аномального ребенка, выдвинутые Л.С. Выготским, коррекционная работа выступает как регулирующая и активизирующая все психические процессы ре­бенка с нарушением зрения. Особое место занимают коррекция и развитие зрительного восприятия. Тифлопедагогами разработана методика проведения специальных занятий по формированию сенсорных эталонов, конкретизации и обогащению предметных представлений, умений воспринимать сюжетные изображения. Детей учат рационально использовать имеющееся зрение при по­знании окружающего мира. В процессе целенаправленного педа­гогического воздействия также корректируются недостатки дви­гательной сферы, познавательных процессов, происходит форми­рование и совершенствование вербальных и невербальных средств коммуникации, эмоционально-волевых качеств личности.

Формирование компенсаторных процессов за счет использо­вания и развития сохранных анализаторов детей с нарушением зрения, повышения активности самого ребенка. Детей учат рацио­нальным способам осязательного восприятия предметов и объек­тов, использованию слуха, обоняния, вкусовых рецепторов в про­цессе анализа получаемых впечатлений и ориентировки в окру­жающем пространстве. Для преодоления вербализма предметных представлений и расширения чувственного опыта проводится спе­циальная работа по ознакомлению с окружающей действительно­стью на экскурсиях и наблюдениях, при этом важная роль отво­дится регулирующей роли речи как средства компенсации слепо­ты и слабовидения.

В соответствии с должностной инструкцией тифлопедагог со­вместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоническое, всестороннее воспитание и обуче­ние детей по направлениям, рекомендованным «Программой вос­питания и обучения детей в детском саду» Минобрнауки РФ. Он проводит профилактическую и коррекционно-развивающую ра­боту с детьми в зависимости от патологии зрения и других нару­шений;

несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей; осуществляет разъяснительную работу с населением и дошколь­ными учреждениями по охране зрения детей.

В соответствии с действующим положением о специальном дошкольном учреждении тифлопедагогом может быть лицо, име­ющее высшее специальное (коррекционное) образование (специ­альность — тифлопедагог).

Основными документами в работе тифлопедагога являются: «Программа воспитания и обучения в детском саду»; календар­ный план совместной работы с воспитателем на месяц с выделе­нием основных направлений коррекционно-развивающей деятель­ности (по желанию план может быть раздельным) и недельные рекомендации по его реализации; карта индивидуального уровня развития ребенка; график работы.

Тифлопедагог осуществляет профилактическую коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с выявленными на­рушениями и управляет деятельностью коллектива сотрудников группы, участвует в методической работе детского сада и города; осуществляет работу с родителями.

Тифлопедагог организует свою работу в зависимости от кон­тингента детей с нарушенным зрением. Так, в группе слепых и слабовидящих детей он планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений, развивает у де­тей специальные компенсаторные возможности познания окру­жающего мира, частично проводит занятия по развитию речи, математике, тифлографике; консультирует воспитателя по про­ведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программного материала. В соответствии с эти­ми наблюдениями организует индивидуально по подгруппам ра­боту с детьми, испытывающими трудности в обучении. В группе для детей с амблиопией и косоглазием он консультирует и направ­ляет работу воспитателя, присутствует на отдельных занятиях вос­питателя, наблюдает за детьми, осуществляя координацию кор­рекционной и воспитательной работы, определение эффективных методов по развитию зрительного восприятия; проводит по под­группам и индивидуально работу по оформлению способов позна­ния окружающего мира в условиях зрительной депривации в соот­ветствии с этапами лечения и рекомендациями врача офтальмолога.

Тифлопедагог обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, психологом, ро­дителями и медицинским персоналом. Он участвует в родитель­ских собраниях, проводит групповые и индивидуальные консуль­тации по работе с детьми дома, готовит материалы для уголка родителей, выступает перед родителями с докладами по актуаль­ным вопросам обучения и воспитания детей с нарушенным зре­нием.