19.2.2. Система дошкольного обучения
Для детей с нарушением зрения имеются дифференцированные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах. Эти учреждения (детские сады и ясли- сады) создаются для слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией. Существует и интегрированная система дошкольных учреждений смешанного типа, куда поступают дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих
слабовидящих и слепых детей. В эти учреждения принимаются дети от 2 до 7 лет. Дошкольные специальные учреждения входят в систему образования и открываются отделами образования совместно с отделами здравоохранения:
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы при школах- интернатах для слепых детей;
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;
- учебно-воспитательные комплексы (детский сад начальная школа);
- группы для слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией при общеобразовательном ДОУ (детский сад комбинированного вида);
- дошкольные детские дома для детей с нарушением зрения;
- смешанные группы (группы интегрированного обучения);
- группы кратковременного пребывания;
- консультативные группы.
Обучение и воспитание дошкольников обеспечивается благодаря взаимодействию специалистов, работающих в дошкольных учреждениях. Согласно типовому положению в обеспечении охраны здоровья детей и осуществлении коррекционно-педагогического процесса участвуют несколько служб:
- медицинская (врач-офтальмолог, медицинская сестра — ортоптистка, педиатр, медицинская сестра);
- психологическая (специальный психолог или педагог-психолог);
- педагогическая (тифлопедагог, воспитатели, логопед, если у детей имеются речевые нарушения, музыкальный руководитель, специалист по АФК (ЛФК)).
Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогических комиссий, которые принимают решения о зачислении в учреждение и выводе из него. Методика обследования представляет собой серии заданий, позволяющих выявить уровень психофизического развития ребенка определенного возраста.
В детских садах и группах для детей с нарушением зрения, во-первых, обеспечивается лечение, при благоприятном прогнозе — восстановление зрения либо предупреждение ухудшения его состояния. Во-вторых, в процессе обучения и воспитания создаются специальные условия, способствующие предупреждению появления вторичных отклонений, формированию компенсаторных процессов. В-третьих, в процессе организованного коррекционно-развивающего педагогического процесса происходит преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной
деятельности, физических отклонений, некоторых нежелательных эмоционально-личностных качеств детей с нарушением зрения.
Обучение детей с нарушением зрения направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков развития, обусловленных тяжестью и характером зрительной патологии. В детском саду оно осуществляется на занятиях в группах по 6 человек слепых или 8 слабовидящих детей или по 10— 12 детей в группах с косоглазием и амблиопией. В зависимости от направленности и дидактических задач занятия могут проводиться фронтально, по подгруппам (2—4 человека) или индивидуально.
Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешную социализацию и интеграцию при поступлении в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания и обучения дошкольников в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формированию предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи, развитию вербальных и невербальных средств общения.
Обучение в дошкольных учреждениях строится на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (осязательного, осязательно-зрительного, зрительно-осязательного или зрительного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей Наряду с общими направлениями обучения и воспитания в детских садах для детей с нарушением зрения реализуются специфические направления.
• Лечебно-восстановительная работа, способствующая охране зрительных функций у частичнозрячих и слабовидящих и восстановлению их до нормы у детей с амблиопией и косоглазием. Ведущая роль в реализации лечебно-восстановительных задач принадлежит офтальмологу, который назначает терапевтическое и аппаратное лечение детям в зависимости от диагноза зрительного заболевания и состояния зрительных функций. На каждом этапе лечения в соответствии с рекомендациями офтальмолога во время коррекционных и общеобразовательных занятий тифлопедагог и воспитатель проводят специальные упражнения на активизацию работы амблиопийного глаза, развитие глазодвигательных функций, бинокулярного зрения (обводка через кальку, штрихование контурных изображений, шнуровка, обведение лабиринтов и т.д.). Такие упражнения пробуждают непроизвольный интерес ребенка,
повышают активность его участия в лечебном процессе, что усиливает их оздоровительный эффект.
Создание благоприятных условий для развития детей с нарушением зрения. Предполагается прежде всего соблюдение офтальмо-гигиенических требований при подборе игрового оборудования и мебели, обеспечение достаточной освещенности помещений детского сада, удобное размещение детей во время занятий, рациональное расположение наглядного материала, определенная длительность зрительных нагрузок, оптимальное использование наглядных пособий, которые адаптируются к условиям восприятия (зрительного или осязательного), оптических средств коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала.
Коррекция вторичных отклонений психофизического развития. Опираясь на положения о развитии аномального ребенка, выдвинутые Л.С. Выготским, коррекционная работа выступает как регулирующая и активизирующая все психические процессы ребенка с нарушением зрения. Особое место занимают коррекция и развитие зрительного восприятия. Тифлопедагогами разработана методика проведения специальных занятий по формированию сенсорных эталонов, конкретизации и обогащению предметных представлений, умений воспринимать сюжетные изображения. Детей учат рационально использовать имеющееся зрение при познании окружающего мира. В процессе целенаправленного педагогического воздействия также корректируются недостатки двигательной сферы, познавательных процессов, происходит формирование и совершенствование вербальных и невербальных средств коммуникации, эмоционально-волевых качеств личности.
Формирование компенсаторных процессов за счет использования и развития сохранных анализаторов детей с нарушением зрения, повышения активности самого ребенка. Детей учат рациональным способам осязательного восприятия предметов и объектов, использованию слуха, обоняния, вкусовых рецепторов в процессе анализа получаемых впечатлений и ориентировки в окружающем пространстве. Для преодоления вербализма предметных представлений и расширения чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях и наблюдениях, при этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения.
В соответствии с должностной инструкцией тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоническое, всестороннее воспитание и обучение детей по направлениям, рекомендованным «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» Минобрнауки РФ. Он проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми в зависимости от патологии зрения и других нарушений;
несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей; осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.
В соответствии с действующим положением о специальном дошкольном учреждении тифлопедагогом может быть лицо, имеющее высшее специальное (коррекционное) образование (специальность — тифлопедагог).
Основными документами в работе тифлопедагога являются: «Программа воспитания и обучения в детском саду»; календарный план совместной работы с воспитателем на месяц с выделением основных направлений коррекционно-развивающей деятельности (по желанию план может быть раздельным) и недельные рекомендации по его реализации; карта индивидуального уровня развития ребенка; график работы.
Тифлопедагог осуществляет профилактическую коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с выявленными нарушениями и управляет деятельностью коллектива сотрудников группы, участвует в методической работе детского сада и города; осуществляет работу с родителями.
Тифлопедагог организует свою работу в зависимости от контингента детей с нарушенным зрением. Так, в группе слепых и слабовидящих детей он планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений, развивает у детей специальные компенсаторные возможности познания окружающего мира, частично проводит занятия по развитию речи, математике, тифлографике; консультирует воспитателя по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программного материала. В соответствии с этими наблюдениями организует индивидуально по подгруппам работу с детьми, испытывающими трудности в обучении. В группе для детей с амблиопией и косоглазием он консультирует и направляет работу воспитателя, присутствует на отдельных занятиях воспитателя, наблюдает за детьми, осуществляя координацию коррекционной и воспитательной работы, определение эффективных методов по развитию зрительного восприятия; проводит по подгруппам и индивидуально работу по оформлению способов познания окружающего мира в условиях зрительной депривации в соответствии с этапами лечения и рекомендациями врача офтальмолога.
Тифлопедагог обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, психологом, родителями и медицинским персоналом. Он участвует в родительских собраниях, проводит групповые и индивидуальные консультации по работе с детьми дома, готовит материалы для уголка родителей, выступает перед родителями с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушенным зрением.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания