logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

19.2.1. Система ранней помощи

В настоящее время функционирует развернутая система обра­зовательных учреждений для детей с нарушением зрения. В зави­симости от возраста, характера и степени выраженности зритель­ной патологии эти дети могут посещать разные учреждения, в которых им обеспечиваются условия для всестороннего развития и оказывается необходимая медицинская и психолого-педагогическая помощь.

Дети, имеющие врожденную патологию зрения, чаще всего воспитываются в семьях или в домах ребенка, если родители от­казались от них. Система ранней помощи начала активно разви­ваться в 90-е гг. прошлого века и активно функционирует в круп­ных городах России. Сегодня имеются различные консультатив­ные учреждения, призванные помочь родителям, воспитывающим детей с глазной патологией, а именно: центры раннего вмеша­тельства и реабилитации слепых и слабовидящих детей дошколь­ного возраста; центры психолого-педагогической поддержки, ран­него развития и др.

Система ранней помощи предусматривает целый ряд мероприя­тий.

Своевременное выявление слепого или слабовидящего ребен­ка, которое обеспечивается за счет взаимодействия офтальмоло­гов родильных домов, детских поликлиник и тифлопедагогов (учитель-дефектолог) специализированных детских садов. По предва­рительной договоренности сведения о ребенке, имеющем глубо­кое нарушение зрения, поступают в детский сад. Тифлопедагог совместно с психологом и офтальмологом беседуют с родителями данного ребенка и в случае их согласия готовят необходимую до­кументацию для представления на заседании городской (район­ной) медико-психолого-педагогической комиссии. По решению Г(Р)МППК ребенок принимается в дошкольное образовательное учреждение, где ему обеспечиваются условия для дальнейшего развития.

Проведение комплексного медико-психолого-педагогического обследования, позволяющего уточнить диагноз зрительного за­болевания, характер сопутствующих заболеваний, уровень пси­хофизического развития малыша, круг проблем, актуальных для родителей данного ребенка. По результатам обследования опре­деляются направления коррекционно-педагогической помощи ре­бенку и родителям, которую, как правило, осуществляют тифло­педагог, психолог, врач-офтальмолог, педиатр, невропатолог и другие Специалисты.

Организация патронажа и консультирование семей на базе центров, а также включение детей по достижении ими полутора- двух лет в консультативные группы и группы кратковременного пребывания. Патронаж предполагает регулярное посещение тиф­лопедагогом семьи, обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, имеющим глубокое нарушение зрения, проведение в присутствии родителей специальных занятий, направленных на профилактику возникновения вторичных отклонений и нормали­зацию развития малыша. Учитывая особенности развития ребен­ка в первые годы жизни, особое внимание уделяют развитию двигательной сферы и ориентировке в пространстве, формирова­нию элементарных навыков самообслуживания, развитию речи и познавательной активности, пробуждению интереса к предмет­ной и игровой деятельности.

Регулярное проведение комплексных обследований детей с целью уточнения направлений коррекционно-педагогической помощи и выявления динамики развития ребенка.

В консультативных группах и группах кратковременного пре­бывания с детьми проводятся общеобразовательные и специаль­ные (коррекционные) занятия. Малышей знакомят со сверстни­ками, учат вербальным и невербальным способам общения, на­выкам пространственной и социально-бытовой ориентировки,

изобразительной деятельности. Консультативные группы для де­тей с нарушением зрения создаются при различных дошкольных учреждениях для оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей, которые не посещают детские сады. В эти группы зачисляются дети с момента выявления первичного де­фекта зрения при направлении ПМПК. Работа с детьми осущест­вляется как на базе дошкольного учреждения, так и в условиях семьи.

Успех психолого-педагогической коррекции детей с заболева­ниями органа зрения, испытывающих раннюю сенсорную депривацию (ограничение зрительного опыта), во многом определяется временем ее проведения, что в свою очередь зависит от быстрой и точной диагностики нарушений зрения. Раннее выявление патоло­гии зрения позволяет вовремя назначить адекватную врачебную и психолого-педагогическую помощь. Своевременное лечение и психолого-педагогическая коррекция способствуют улучшению зрительных функций и сенсорно-перцептивных возможностей ребенка, а также предупреждают вторичные отклонения в его ког­нитивном развитии.

Диагностика глазных болезней у детей раннего возраста явля­ется сложной задачей. Трудности интерпретации офтальмоскопи­ческой картины, обусловленные особенностями глазного дна у детей, невозможность использования рутинных психофизических методов оценки зрения, применяемых во взрослой практике, от­сутствие в ряде случаев корреляции нарушений зрения сданными офтальмоскопии, приводят к поздней диагностике заболеваний органа зрения, что снижает эффективность лечебно-коррекционных мероприятий. Для ее повышения и предотвращения послед­ствий зрительной депривации необходима ранняя диагностика нарушений зрения у детей. Особое место в комплексе диагности­ческих методов принадлежит электрофизиологическому методу регистрации зрительных вызванных потенциалов с помощью ком­пьютерной техники. Он дает объективную информацию о морфо- функциональном состоянии зрительной системы ребенка, кото­рую нельзя получить с помощью других клинических тестов.