logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная (воспроизведение, моторная) речь — это высказы­вание с помощью языка, направленное вовне и проходящее ряд эта­пов: замысел -> внутренняя речь —> внешнее высказывание. К экс­прессивной речи относят устную и письменную речь (собственно письмо).

Импрессивная (восприятие, сенсорная) речь — процесс пони­мания речи окружающих, который проходит ряд этапов: восприя­тие речевого сообщения выделение информационных момен­тов -> формирование во внутренней речи общего смысла воспринятого

сообщения. К импрессивной речи относят понимание уст­ной и письменной речи (чтение).

Речевые нарушения у детей могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических и центральных струк­тур) и патологического (болезненного) характера. Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на периферические и центральные, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

В логопедии используются два основных подхода в классифи­кации нарушений речи: клинико-педагогический и психолого-педагогический.

Рассмотрим механизмы и симптоматику речевой патологии с позиции клинико-педагогического подхода.