7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
После долгих наблюдений за природными явлениями люди выделили для жизни и работы четыре часа: утро, день, вечер, ночь. В переводе слово утро означает время, когда запрягают быков, т.е. пора собираться на работу. А слово вечер переводится как тень – время распрягать быков. Утро, день, вечер и ночь вместе составляют сутки. А слово сутки происходит от старославянского «сутыкаться», т.е. соединяться. Значит сутки – это время, когда соединяются утро, день, вечер, ночь.
Человеку в древности надо было знать, сколько суток идет дождь, когда созревает урожай. И он стал их считать. Сначала количество дней отмечалось зарубками на палке или узелками на веревке. Потом начали считать дни на пальцах одной руки. Пять дней объединяли в одну неделю. Позже неделю стали считать из семи дней. Столько дней Месяц из тоненького серпа увеличивается до половины, а затем от половины – до целого, круглого Месяца. В древности цифру 7 почитали. Потому что на небе можно видеть 7 планет. В некоторых странах дни недели получили свое название в честь названий этих планет: понедельник – день Луны (Monday), вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, Пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна, воскресенье – день Солнца (Sunday).
В белорусском языке семь дней недели имеют другие названия, которые произошли от порядковых числительных, порядка их следования друг за другом.
Нядзеля (воскресенье) – день, когда ничего не делают; понедельник – день, который идет после нядзели; вторник – второй день недели; среда – третий (средний); четверг – четвертый; пятница – пятый день недели; суббота – день, назван в честь праздника Сабот (свободный день).
Наблюдая за Месяцем, люди заметили, что он сначала показывается как тоненький серпик, через неделю становится полукругом, по прошествии недели – кругом, еще через неделю снова становится половинкой и через 7 дней серп практически исчезает (новолуние). Эти 4 недели они объединили и дали им название месяц. Каждый месяц получил также свое название.
В славянских языках названия месяцев происходят от характерных действий людей или явлений природы, происходящих в этот временной интервал в природе. Студзень (январь) – происходит от слов стужа, холод. Люты (февраль) – от слов лютый, холодный, морозный. Сакавик (март) – от слова сок. В это время в деревьях начинается движение сока. Красавик (апрель) – от слова краса, в этом месяце зацветают цветы, все вокруг красуется. Май, или травень, назван в честь богини Майи, в это время появляется трава, начинают пахать, сажать растения. Чэрвень (июнь) – название происходит от слова чырвоны, в этом месяце созревают (чырванеюць) ягоды. Липень (июль) – от слова липа, так как в это время цветут липы. Жнивень (август) – от слова жниво, начинают собирать зерновые на полях. Верасень (сентябрь) – от слова вераc, пора цветения вереска, которого много в наших лесах. Кастрычник (октябрь) – название происходит от слова кастрыца, так называется часть стебля льна, которая остается после обработки этого растения, а в октябре как раз и обрабатывается лен. Листапад (ноябрь) – с деревьев опадают листья. Снежань (декабрь) – происходит от слова снежань, снег, когда снег прочно лежит на земле.
В русском и западноевропейских языках часть месяцев названо в честь богов (например, январь – в честь двуликого бога Януса), два месяца (июль и август – в честь императоров), а последние четыре месяца года сохранили свое название из григорианского календаря, и происходят от латинских числительных (например, сентябрь – от «septиma» – седьмой).
Когда проходят все двенадцать месяцев, мы говорим, что прошел год. Слово год происходит от слов «термин», «время», «период». Но раньше, когда люди еще не научились делить год на месяцы, они поделили его на 4 части – зиму, весну, лето, осень.
Слово зима означает «мороз», «зимняя буря», а весна происходит от слова «рано». В переводе лето означает «чудесный», «теплое время», а осень – «жатва», «урожай». Издавна люди считали, что год начинается не зимой, как сейчас, а летом, и вместо слова год использовали лето. Потому и сейчас в русском языке есть такие обороты: Сколь лет прошло? Сколько тебе лет?
Со временем людям понадобились и более мелкие меры для измерения времени. Еще древние люди поделили сутки на часы. Первым приспособлением для измерения времени были солнечные часы. Они выглядели примерно так: на ровной площадке, которую освещало Солнце, рисовали круг с делениями на одинаковые расстояния один от одного, в центре ставили палочку, от которой на площадку падала тень. Так как Солнце не стоит на протяжении дня в одной точке, а двигается с востока на запад, то и тень от палочки также движется по кругу. По положению тени относительно делений определялось время. Тень в данном случае заменяла стрелку.
Шло время, и люди придумали новые часы: песочные, водяные, огненные. Сейчас же мы пользуемся механическими, электронными, кварцевыми и атомными часами.
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы