logo
1 Будько Т

4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)

Следует начинать с проблемной ситуации, в которой дети ставятся в такие условия, что не могут сравнить предметы с помощью известных методов.

Для данного приема условная мерка должна быть больше либо равна сравниваемым предметам и метка ставится на самой условной мерке.

Правила линейного измерения:

  1. Мерка прикладывается точно к началу предмета (слева, если сравниваем длину, снизу – если сравниваем ширину или высоту).

  2. Мерка прикладывается по наикратчайшей прямой (эта линия детям показывается).

  3. В том месте, где закончился предмет, ставится метка на мерке (цветными фломастерами).

  4. Аналогично измеряется другой объект.

  5. Проводится рассуждение о пространственном расположении меток (т.к. красная метка ближе к началу предмета, чем синяя, то первый объект меньше второго).

Возможны варианты:

- Мерка отрезается в том месте, где закончился объект, прикладывается к другому предмету и ведется рассуждение (если мерка больше второго предмета, то первый предмет больше второго).

- Каждый предмет измеряется разными мерками, и мерки сравниваются путем приложения.

С помощью метода условной мерки-посредника сравнивают также объемы жидких и сыпучих тел.

Необходимо определить: в каком из двух сосудов больше жидкости. Для этого возьмем третий сосуд (посредник), сначала перельем в него из первого сосуда, сделаем метку на сосуде-посреднике на уровне стояния жидкости; то же проделываем со вторым сосудом, ставим метку другим цветом. Рассуждаем о пространственном расположении меток (если синяя метка ниже, то жидкости в первом сосуде больше).

Возможны варианты:

- Можно не выливать жидкость назад во второй сосуд, а сразу делать вывод (т.к. жидкость выше метки, показывающей уровень в первом сосуде, то во втором сосуде жидкости больше, чем в первом).

- Сосуд-посредник берется одинаковой формы с одним из сравниваемых сосудов. Тогда объем сравниваем по высоте стояния жидкости в сосуде-посреднике и сосуде, равном ему по форме.

Требования к демонстрации метода использования мерки-посредника:

  1. Дети должны быть разбиты на подгруппы, находиться рядом с местом, где проходит измерение, чтобы всем хорошо было видно.

  2. Сосуды должны быть обязательно разной формы, прозрачными, а жидкость – подкрашена.

  3. Педагог должен опыт прорепетировать накануне.