logo
1 Будько Т

3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)

Ознакомление с названием и внешним видом цифры идет в возрасте до четырёх лет, а после обучения счету детям показывают, что цифра служит обозначением одного и того же количества различных предметов.

1 этап (3–3,5 года). Педагог в различных ситуациях знакомит детей с «именем» и внешним видом цифры (в процессе прогулки обращает внимание на номера домов, машин; на номера страниц). Детям читают стихи, в которых описывается внешний вид цифр (С.Маршак «Веселый счет», Г. Виеру «Считалочка»).

2 этап (3,5–4,5 года). Как только дети научились считать в соответствующих пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в группе количество предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.

Можно предложить детям рассмотреть таблицу, где нарисовано одно и то же количество разных предметов и все они обозначены одной цифрой.

Подводим детей к тому, что одинаковое количество предметов всегда обозначается одной и той же цифрой. Отличие понятия «число» и «цифра» (лик – число, личба – цифра): цифра – значок или рисунок, с помощью которого можно написать число или указать количество предметов. Надо понимать, что число изображается не только с помощью цифры. Можно познакомить детей с римской нумерацией – изображением числа с помощью рисунков. Или предложить цветные числа – палочки Кьюизенера.

Упражнения на закрепление сущности цифр:

- Подобрать цифру для соответствующего множества.

-

.

.

Создать (найти) группу предметов, соответствующую по количеству показанной цифре.

Игры: «Найди пару» (лото). «Найди свой домик».

Знакомство с цифрой 0.

Детям предлагается 3 блюдца: на одном – 3 предмета, на другом – 5, на третьем – ни одного. Просим обозначить с помощью цифр количество предметов в каждом блюдце. Дети могут сообразить, что на пустое блюдце надо положить «0». Если дети затрудняются, то педагог читает стихотворение про «0»: Цифра вроде буквы «О» это «ноль» иль «ничего». А затем поясняем, что отсутствие предметов также обозначаем цифрой, это – цифра «0».

Знакомство с изображением числа 10.

Надо показать детям, что число 10 изображается с помощью двух цифр «1» и «0». Педагог читает соответствующий стих.

Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

Ну, а если рядом с ним единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это десять. (С.Я.Маршак)

Для закрепления подходят те же игры, что и для других цифр. В игры и упражнения включаем 0 и 10.