Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
Согласно концепции Л.А. Венгера о развитии способностей, основная линия в развитии ребенка – это становление способностей. Главным в дошкольном возрасте является не столько Развитие у детей определенного объема знаний, умений и навыков, сколько развитие их способностей, раскрытие их внутреннего потенциала, предоставление условий для самореализации.
Развитие математических способностей предполагает развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение), Развитие некоторых основных логических умений и характерных качеств математического мышления (гибкость, понимание причинно-следственных связей, системность, пространственная подвижность).
В.А. Крутецкий указывает следующие компоненты математических способностей детей:
способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в обосновании, выводах;
способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами; стремление к простоте, экономности и рациональности решений;
способность к переходу с прямого на обратный ход мысли при рассуждении;
гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
математическая память, т.е. память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
способность к пространственным представлениям.
В психолого-педагогической литературе существуют различные точки зрения на средства развития математических способностей детей дошкольного возраста.
А.А. Столяр, Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, Т.М. Чеботаревская разработали игры, моделирующие такие понятия математики и информатики, как операции над множествами, алгоритмы, кодирование информации, основные логические операции, а также игры на развитие умений классифицировать, обобщать, анализировать, умения рассуждать, игры на развитие внимательности и наблюдательности.
З.А. Михайлова предлагает игры и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры). З.А. Михайлова считает полезными для развития детей игры на трансфигурацию изображений (из палочек или геометрических фигур), игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
Е.В. Соловьева «для развития начал логического мышления» предлагает игры на классификацию по одному и двум признакам, на сериацию, обобщение и нахождение закономерностей. Для детей старшего дошкольного возраста развитие логического мышления выделено в отдельную задачу, которая включает знакомство со всеми основными отношениями в логике классов (род – вид, пересечение, объединение), ознакомление с элементами логики высказываний (разница между понятиями «все» и «некоторые», между утверждениями и отрицаниями, истинными и ложными высказываниями).
И.В. Житко включила в игровые комплексы игры и упражнения на развитие операций классификации и сериации на основе сравнения объектов по 1–4 признакам, а также на Развитие умения абстрагироваться, строить рассуждения, логично и последовательно доказывать правильность своих действий.
Е.В. Носова считает необходимым формировать умения анализировать предметы, выделяя в них разнообразные свойства, абстрагировать их, сопоставлять и обобщать по ним предметы сначала на сенсорном, а затем на вербальном уровне. Эффективным средством развития данных умений считает логические задачи на разбиение совокупностей предметов по совместимым свойствам на группы не только по наличию, но и по отсутствию свойства.
А.В. Белошистая предлагает методическую систему на развитие общих познавательных способностей и умений (сенсорных и интеллектуальных). Считает целесообразным развитие этих умений в процессе построения моделей изучаемых объектов и отношений между ними. Математические способности предлагает развивать в процессе упражнений с геометрическим материалом.
Г. Грин, В. Лаксон предлагают в форме игр и повседневных учебных ситуаций формировать у детей умения выполнять следующие операции: установление принадлежности, установление взаимно однозначного соответствия, сравнение, упорядочение, классификация (по разным признакам), преобразование, установление сохранения количества вещества.
Б.П. Никитин разработал игры, развивающие творческие способности ребенка, такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости.
Таким образом, развитию математических способностей детей в дошкольном возрасте способствует Развитие и развитие следующих умений:
собирать объект из готовых частей, а также делить на составные части,
составлять объект по заданному изображению, схеме,
принимать пространственную позицию другого лица,
анализировать строение конструкций,
выполнять трансформации исходных объектов по заданным параметрам, получая новый объект с заданными свойствами,
понимать схематическое изображение объекта, графическую модель,
анализировать ряд объектов, находя закономерность в их изменении и продолжать ряд, придумывать ряд закономерно изменяющихся объектов,
действовать по аналогии,
производить операции сравнения, классификации и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу,
осознавать сохранение количества, тождественность, независимость, соответствие,
правильно строить рассуждения с помощью логических связок и кванторов,
кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов.
ЧАСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Практическое занятие № 1
Развитие математических способностей дошкольников
Литература: [37, 38]
Домашнее задание:
Вопросы для подготовки:
Организация и методика проведения развивающих игр (по Б.П. Никитину):
Проанализировать приемы поддержания интереса к развивающим играм.
Подробно разработать конспекты следующих развивающих игр: «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики», «Сложи квадрат», «Внимание – угадай-ка», «Таблица сотни», «Часы», «Термометр», «Кубики для всех», «Дроби».
2. Изготовление игрового материала.
Работа в аудитории:
Группа студентов делится на 10 подгрупп. Каждая подгруппа студентов по заданию преподавателя готовит и проводит (в виде деловой игры) одну развивающую игру.
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы