5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
О первых шагах накопления сведений по геометрии нет никаких письменных источников. Безусловно, первоначальные геометрические представления складывались постепенно, в результате практической деятельности человека. В глубокой древности люди не отделяли понятие формы предметов от самих предметов. Затем было замечено, что многие предметы имеют одинаковую форму. Взяв за основу один предмет, люди стали использовать его название для обозначения других, сходных по форме, т.е. произошло абстрагирование формы предметов. Так, все предметы, имеющие форму, похожую на малярный валик, стали называть цилиндром («цилиндр» в переводе с греческого обозначает «валик», «вращаю», «катаю»).
В дошедших до нас самых древних математических документах, написанных около 4 тыс. лет назад в странах Древнего Востока, уже встречаются геометрические понятия, проводятся вычисления площадей некоторых фигур. Возникновение геометрии было обусловлено практическими потребностями людей. Первые дошедшие до нас сведения связаны с задачами землемерия и вычисления объемов тел и площадей (Древний Египет, начало ИИ тыс. до н.э.). Однако археологами были обнаружены геометрические орнаменты, которые выполняли наши предки за 25 000 лет до н.э.
Колыбелью геометрии считается Египет. В Древней Греции восприняли и переработали достижения науки Древнего Востока. В VИ–V вв. до н.э. древнегреческие ученые систематизировали отдельные математические сведения, заимствованные у древних народов, особенно вавилонян. В Древней Греции сложилась большая часть современных математических терминов. В дальнейшем они были переведены на латынь, которая служила на протяжении многих веков языком ученых. Отсюда многие математические термины связаны с греческим и латинским языками.
Рассмотрим происхождение некоторых геометрических терминов. Выберем такую информацию, которая будет полезна воспитателям дошкольных учреждений. Параллельно будем давать общепринятые в современной математике соответствующие определения.
ВЕРШИНА. Общеславянское слово индоевропейского характера. Образовано от той же основы, что и греческое «орос» – «гора». Первичное значение – «то, что возвышается». До конца XИX в. в русских учебниках геометрии «вершиной» треугольника называлась только та, которая была действительно вверху и только в последнее десятилетие XИX в. «вершиной» становится любая вершина треугольника.
Вершина угла – это точка пересечения двух прямых, образующих угол.
ГЕОМЕТРИЯ. Греческое слово «геометрия» состоит из двух слов: «гео» – «земля» и «метрио» – «меряю», т.е. в переводе это слово означает «землемерие».
ГРАНЬ. Общеславянское слово. Первоначальное значение – «выступающее, торчащее, остроконечное».
Грань многогранника – это плоский многоугольник, являющийся частью поверхности многогранника и ограниченный ее ребрами.
ДИАГОНАЛЬ. Термин состоит из греческих слов «диа» – «через» и «гон» – «угол». Буквальное значение слова – «проходящая через угол».
Диагональ многоугольника – это отрезок, соединяющий две вершины многоугольника, не принадлежащие одной его стороне.
ДИАМЕТР. Греческое слово, в переводе означает «поперечник», «калибр».
Диаметр окружности – это отрезок, соединяющий любые две точки окружности и проходящий через ее центр.
КВАДРАТ. Термин образовался как буквальный перевод соответствующего греческого слова «квадратус» – «четырехугольный».
Квадрат – это прямоугольник, у которого длины всех сторон равны. Квадрат – правильный четырехугольник.
КОНУС. Происходит от греческого «конос», что в переводе означает «сосновая шишка» или «остроконечная верхушка шлема», «кегля», «остроконечный предмет».
Конус – это геометрическое тело, ограниченное конической поверхностью и плоскостью, пересекающей ее по замкнутой кривой.
Если основание конуса есть круг и вершина конуса проецируется в центр круга, то конус называется прямым круглым конусом. Он образуется вращением прямоугольного треугольника около одного из его катетов.
Пирамида есть частный случай конуса, когда его основание многоугольник.
КРУГ. Общеславянское слово, имеющее соответствия в германских языках: в древнегерманском «кригер» – «кольцо», «круг», в греческом – «колесо», «круг»).
Круг – это множество всех точек плоскости, расстояние от каждой из которой до данной точки этой плоскости не больше данного расстояния.
КУБ. Происходит от греческого «кубос» – «игральная кость».
Куб – это правильный шестигранник. Куб – это прямоугольный параллелепипед, все ребра которого конгруэнтны между собой.
ЛИНИЯ. Происходит от латинского слова «линеа», которое произошло от «линум» – «лен», «льняная нить». Линия не имеет четкой формулировки и иногда определяется как «длина без ширины» или как «граница без поверхности».
ЛОМАНАЯ. Общеславянское слово, производное от «лом», «ломать».
Ломаная – это объединение отрезков, конец каждого из которых (кроме последнего) является началом следующего, причем смежные отрезки не лежат на одной прямой. Отрезки ломаной называются звеньями. Ломаная без самопересечений, у которой конец совпадает с началом, называется простой замкнутой ломаной.
МАТЕМАТИКА. Греческое слово «масма» означает «наука», 2ученье», «учусь через размышление». Этот термин ввели пифагорейцы в Древней Греции. В те времена (VИ в. до н.э.) математика включала в себя четыре отрасли науки: учение о числах (арифметику), теорию музыки (гармонию), учение о фигурах и измерениях (геометрию) и астрономию.
Математика – наука о количественных отношениях и пространственных, формах действительного мира.
МНОГОГРАННИК. Термин образован путем соединения двух слов «много» и «грань».
Многогранник – геометрическое тело, граница которого есть объединение конечного числа многоугольников.
Выпуклый многогранник называется правильным, если у него все грани – правильные конгруэнтные многоугольники и все многогранные углы конгруэнтны.
МНОГОУГОЛЬНИК. Термин образован путем соединения двух слов «много» и «угол». Имеет соответствия в индоевропейских языках (например, в греческом «полигон» («многоугольник») составлено из «поли» – «много» и «гона» – «угол»).
Многоугольник – объединение простой замкнутой ломаной и его внутренней области. Ломаная называется границей многоугольника. Звенья ломаной называются сторонами многоугольника, вершины ломаной вершинами многоугольника.
Правильным многоугольником называется плоский выпуклый многоугольник, у которого стороны конгруэнтны и все внутренние углы тоже конгруэнтны.
ОВАЛ. Французское слово «оваль» – «овальный» произошло от латинского «овум» – «яйцо».
Овал – замкнутая выпуклая гладкая плоская кривая.
ОВАЛОИД. Этот термин образован путем соединения двух слов «оваль» – «овальный» и «эидос» – «вид».
Овалоид – это множество точек пространства, которое произвольная прямая пересекает не более чем в двух точках. Овалоид – это пространственный вариант овала.
ОКРУЖНОСТЬ. В переводе с греческого это слово означает «периферия».
Окружность – это множество точек плоскости, находящихся на данном расстоянии от данной точки, лежащей в той же плоскости и называемой ее центром. Окружность – это граница круга.
ОСЬ. Общеславянское слово, имеющее соответствия в других индоевропейских языках (сравним в латинском «оксис» – «ось», «прямая»).
Ось – это прямая линия, проходящая через центр чего-то (или через центр вращения тела).
ОТРЕЗОК. Общеславянское слово, производное от «резать».
Отрезок – множество, состоящее из двух различных точек и всех точек, лежащих между ними.
ПАРАЛЛЕЛОГРАММ. Это слово образовано путем соединения двух греческих слов: «параллелос» – «параллельный» и «грамме» – «линия», т.е. буквально переводится как «параллельнолинейный».
Параллелограмм – это четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны.
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД. Термин образован путем соединения двух греческих слов: «параллелос» – «параллельный» и «эпипедос» – «плоскость».
Параллелепипед – призма, основанием котopoй является параллелограмм.
Если боковые ребра параллелепипеда перпендикулярны плоскости основания, то параллелепипед называется прямым, и противном случае – наклонным. Если основание прямого параллелепипеда – прямоугольник, то такой параллелепипед называется прямоугольным. Прямоугольный параллелепипед с разными измерениями называется кубом.
ПЕРПЕНДИКУЛЯР. Термин был образован в средние века от латинского слова «перпендикулюм» – «отвес», которое, в свою очередь, произошло от слова «взвешивать».
Перпендикуляром к данной прямой называется прямая, пересекающая данную прямую под прямым углом.
ПИРАМИДА. Одни считают, что греческое слово «пирамида» происходит от египетского «пирамус» – «боковое ребро сооружения». Существует другое предположение: термин берет своё начало от формы хлебцев в Древней Греции, т.е. является производным от греческого слова «пирос» – «рожь». Некоторые ученые считают, что термин произошел от греческого слона «пир» – «огонь», т.к. пламя иногда напоминает по форме пирамиду.
Пирамида – это многогранник, одна из граней которого – многоугольник, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину.
ПРИЗМА. Греческое слово «призма» означает «отпиленный кусок», «отпиленная часть».
Призма – это многогранник, у которого две грани – конгруэнтные n-угольники, лежащие в параллельных плоскостях, а остальные n граней – параллелограммы. Конгруэнтные многоугольники, лежащие в параллельных плоскостях, называются основаниями призмы, а другие грани (параллелограммы) – боковыми гранями призмы.
Призма, у которой боковые ребра перпендикулярны основаниям, называется прямой призмой, в противном случае – наклонной. Призма, основанием котором является параллелограмм, называется параллелепипедом.
ПРЯМАЯ. Общеславянское слово, имеющее соответствия в других индоевропейских языках (сравним в греческом «промос» – «передовой», «прямой»). Классификация линий на прямые, ломаные, кривые и углов – на прямые, острые и тупые берет свое начало в глубокой древности.
Прямая – одно из основных понятий геометрии, косвенное определение которому дается через аксиомы.
ПРЯМОУГОЛЬНИК. Термин образован путем соединения двух слов: «прямой» и «угол».
Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Прямоугольник является параллелограммом. Прямоугольник, у которого смежные стороны конгруэнтны, называется квадратом.
ПРЯМОЙ УГОЛ. Одно из древних геометрических понятий, оно связано с образом вертикального положения человека и многих предметов окружающей среды.
Прямой угол – угол, конгруэнтный своему смежному. Величина прямого угла равна 90 градусов.
РАДИУС. Слово происходит от латинского «радиус» – «луч», «спица в колесе». Термин становится общепринятым лишь в конце XVИИ в.
Радиус окружности – это расстояние от центра окружности до любой ее точки.
РАССТОЯНИЕ. Слово заимствовано из старославянского языка. Образовано от «расстояти» – «стоять в отдалении».
Расстояние от одной точки до другой – основное неопределяемое понятие в математике.
РЕБРО. Общеславянское слово, образованное от основы «реб», имеющей индоевропейский характер (сравним и англосакском «рибби» - «ребро», «узкий край», «сторона предмета»).
Ребрами многогранника называются стороны граней многогранника.
РОМБ. Одни считают, что этот термин произошел от греческого слова «ромбос», означающего «бубен», т.к. ромб похож на четырехугольный бубен, другие — что от греческого слова «ромб», которое означает «вращающееся тело», «веретено», т.к. сечение в обмотанном веретене имеет форму ромба.
Ромб – что параллелограмм, все стороны которого конгруэнтны.
СТОРОНА. Общеславянское слово, имеющее индоевропейский характер.
Сторонами многоугольника называются звенья границы многоугольника.
СФЕРА. Термин происходит от греческого «сфайра» – «шар», «мяч».
Сфера – это множество точек трехмерного пространства, находящихся на данном положительном расстоянии от данной точки.
ТОЧКА. Общеславянское слово, происходит от глагола «ткнуть» и означает результат мгновенного прикосновения, укола.
Точка – это одно из основных понятий геометрии, косвенное определение которому дается в аксиомах.
ТРАПЕЦИЯ. Греческое слово «трапедзион» переводится как «столик» (сравним со словом «трапеза»). Раньше трапецией называли любой четырехугольник (не параллелограмм). Лишь в XVИИ п. это слово приобрело современный смысл.
Трапеция – это выпуклый четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны, а две другие не параллельны.
ТРЕУГОЛЬНИК. Термин образован путем соединения двух слов: «три» и «угол». Слово «три» общеславянское, индоевропейского характера (сравним в греческом «трйс» – «три»). Понятие о треугольнике исторически развивалось, по-видимому, так: сначала рассматривались лишь правильные и прямоугольные треугольники, затем – равнобедренные и, наконец, разносторонние треугольники. В русских учебниках геометрии конца XИX и. используются такие термины, как «треугольники о равных бедрах», «бок угла», «бок квадрата». Только в последнее десятилетие XИX в. устанавливается знакомая нам терминология.
Треугольник – это многоугольник с тремя сторонами.
УГОЛ. Общеславянское слово индоевропейского характера (сравним в латинском «ангулус» – «угол», «кривой»).
Угол – одна из частей плоскости, ограниченная двумя лучами с общим началом.
ФИГУРА. Латинское слово, означает «образ», «вид», «начертание». Этот термин вошел в общее употребление в XИИ в. До этого чаще употреблялось другое латинское слово – «форма», также означающее «наружный вид», «внешнее очертание предмета».
Фигура – это часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, или часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью.
ЦЕНТР. Произошло от латинского слова «центрум», которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого «кентрон», означавшего «колющее орудие», «острие ножки циркуля».
Центр окружности — точка, равноудаленная от всех точек окружности, лежащая в одной с ней плоскости.
ЦИЛИНДР. Происходит от греческого «кылиндрос» – «валик».
Цилиндр – это тело, полученное пересечением цилиндрической поверхности и двумя параллельными плоскостями.
Прямой круговой цилиндр — это тело, образованное вращением прямоугольника около одной из его сторон.
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. Термин образован путем соединения слов «четыре» и «угол». Четыре - общеславянское слово (сравним в литовском «кетичи» – «четыре», и в латинском «кватор» – «четыре»).
Четырехугольник – это многоугольник, имеющий четыре стороны.
ШАР. Слово образовалось от греческого «сфайра» – «мяч» путем перехода согласных сф в ш.
Шар — это множество точек трехмерного пространства, расстояние от каждой из которых до данной точки не больше данного расстояния. Шар – это тело, ограниченное сферой.
ЭЛЛИПС. Слово произошло от греческого «эллипсис» – «опущение», «недостаток». В геометрии «недостаток» трактуется как недостаток эксцентриситета до 1. Он равен отношению расстояния между фокусами эллипса. Для эллипса эксцентриситет меньше 1.
Эллипс – это замкнутая плоская кривая линия, сумма расстояний для каждой точки которой от двух данных точек (фокусов) есть величина постоянная. Если фокусы совпадают, то эллипс превращаются в окружность, для которой совпадающие фокусы являются центром, а эксцентриситет равен 0.
ЭЛЛИПСОИД. Термин означает «эллипсообразный». Слово образовано путем соединения двух греческих слов «эллипсис» («недостаток») и «эидос» («вид»).
Эллипсоид – это поверхность, образуемая при вращении эллипса вокруг одной из его oceй. Если все оси эллипса одинаковы, то эллипс превращается в сферу.
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы