1. Теоретические основы развития
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. Определяющий элемент методической системы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:
а) содержание:
б) методы;
в) цепь
г) задачи;
д) средства и формы
2. Содержание, организация и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников определяются
а) программой воспитания и обучения дошкольников
б) основными закономерностями освоения детьми способов практических действий, математических представлений и преемственностью в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста,
в) требованиями государственного образовательного стандарта,
г) педагогом и родителями
3. Содержание математических представлений в программе «Пралеска» включено в раздел:
а) Развиваемся в деятельности,
б) Мир игры
в) Мир науки и. техники;
г) Мир вокруг меня.
4. Важнейший результат развития математических представлений у детей дошкольного возраста:
а) освоение новых способов познания окружающей действительности,
6} подготовленность к освоению математики в школе;
в) овладение счетом и действиями с числами,
г) накопление логико-математического опыта и развитие интеллектуально-творческих способностей.
5. Педагог, предложивший использовать счетные ящики, связки бус, монеты, «золотой» математический материал:
а) Ф Фребель:
б) М. Монтессори;
в) Л Н.Толстой
г) Ж -Ж. Руссо.___________________________________________________
*) Контрольные тесты составлены на основе издания
Контрольные задания по методикам дошкольного воспитания / авт.-сост. Е.А. Носова, М.Н. Дедулевич и др. – Могилев : МГУ им.А.А. Кулешова, 2006. – 76 с.
6. Психологическая теория восприятия групп предметов является основой:
а) вычислительного метода обучения арифметике:
б) монографического метода обучения арифметике,
в} механического метода обучения арифметике,
г) наглядного метода обучения арифметике.
7. Педагог, который разработал план построения занятий по сравнению величии, выделив в нем 4 момента: образ, опыт, проверка, фиксация.
а) Ф Н Блехер;
б) Е И Тихеева,
в) Л В Глаголева;
г) А М Леушина
8. Е.И. Тихеева считала, что ...
а) математическое развитие ребенка должно осуществляться «естественным путем без принуждения а давления, в игре и в повседневной жизни;
б) игровые методы являются второстепенными в обучении математике маленького ребенка:
в) в работе с детьми по разбитою математических представлений должен использоваться только «естественный материал» (камешки, бобы, листья, пуговицы, ленточки и др.) и исключаться «абстрактный» {геометрические фигуры, числа, знаки и др.);
г) дошкольников не стоит знакомить с действиями сложения и вычитания, учить решать и составлять задачи
9. Разработанная Ф.Н. Блокер методика развития количественных представлений базировалась на идеях:
а) монографического метода.
б) вычислительного метода,
в) вычислительного и монографического методов;
г) лабораторного метода.
10. Неверно, что методическая концепция развития количественных представлений у дошкольников А.М. Леушиной включает:
а) теоретическое обоснование дочиспового и числового этапа в познании детьми количества и чисел;
б) обучение детей на занятиях как основной путь освоения математического содержания,
в) деление материалов на раздаточные и демонстрационные;
г) обоснование о естественного пути развития ребенка в области математики.
11. Для современных проблемно-игровых технологий математического развития дошкольников не характерны:
а) показ и подробное объяснение взрослого, гиперопека;
б) ориентация на развитие умений самостоятельно выбирать и осуществлять деятельность;
в) активизация поисковых (исследовательских) действий,
г) позиция сотрудничества взрослого и ребенка.
12. Неверно, что математические представления до школьников формируются и развиваются:
а) в процессе действий с множествами конкретных предметов;
б) в процессе действий с множествами изображений предметов и. объектов;
в) в процессе действий с множествами знаков и символов (цифр, условных обозначении свойств арифметических знаков и др.);
г) только в процессе показа, рассказа и объяснения взрослого,
д) в играх и упражнениях
13. Какое из нижеперечисленного содержания дошкольники осваивают первым?
э) счет и представления о числах;
б) представления о свойствах и отношениях объектов окружающей действительности (один много, мало, больше - меньше, одинаково; длинный, короткий, длиннее - короче, одинаковые и т.д.),
в) действия с числами,
г) измерение
14. Неверно, что развитие и развитие математических представлений дошкольников осуществляется е процессе ... деятельности.
а) познавательно-практической:
б) только учебно-игровой;
в) художественной;
г) бытовой и трудовой
15. Реальные предметы и их изображения, таблицы, схемы, модели, познавательные тетради и книги, конструкторы, трансформеры – это ...
а) средства матем этического развития дошкольников,
б) условия математического развития детей в детском саду и семье,
а) методы развития математических представлений у дошкольников;
г) формы математического развития дошкольников.
ПОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. … – является способом установления сходства или различия множеств по количеству
а) сравнение,
б) обобщение;
в) анализ,
г) абстрагирование.
2. Для сравнения множеств по количеству необходимо ...
а) упорядочить их элементы;
б) разбить элементы этих множеств на классы,
в) установить взаимно однозначное соответствие между элементами этих множеств.
3. Какой из ниже перечисленных приемов сравнения совокупностей предметов по количеству дети осваивают первым?
а) составление пар,
б) наложение;
в} соединение объектов линиями,
г) приложение
4. Посредством ... невозможно определить количественные отношения между двумя группами предметов.
а) счета,
б) измерения,
в) составлении пар,
г) наложения.
5. Дети называют количество предметов (объектов) в пределах 1–3 словом-числительным без счета в возрасте ...
а) 1–2 лет;
б) 2–3 лет,
в) 4-5 лет;
г) 5-6 лет.
6. На каком году жизни количественная сторона множеств постепенно начинает абстрагироваться от предметного содержания?
а) третьем году,
б) четвертом году;
в) пятом году.
г) шестом году
7. Какие свойства не влияют на восприятие количества?
а) размер предметов:
б) форма расположения группы предметов,
в) цвет
г) расстояние между предметами группы
8. Укажите правильную последовательность освоения детьми основных математических действий:
а) измерение, счет, вычислительные действия;
б) вычислительные действия, измерение, счет,
в) счет, вычислительные действия, измерение,
г) счет, измерение, вычислительные действия.
8. Независимость количества от других свойств множеств дети познают, начиная с ...
а) дочислового этапа сравнения групп предметов;
6) с числового этапа сравнения групп предметов;
в) старшего дошкольного возраста;
г) дошкольники не познают.
ПОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧИСЕЛ, ЦИФР
1. Состав чисел из единиц и двух меньших наиболее успешно осваивается детьми в процессе действий с ..
а} логическими блоками;
б) цветными палочками Къюизенера;
в) природным материалом и игрушками;
г) цифрами и знаками.
2. Дети осваивают счет и числа по методике А.М. Леушиной на основе...
а) сравнения двух предметных групп;
б) действий с одной разнопредметной группой,
в) устного называния числительных по порядку.
3. Следует ли, учитывая явление субитации, формировать у детей представления о числах в пределах 1–3 на основе счета:
а) да,
б) нет.
4. В старшем дошкольном возрасте дети нами на ют оценивать группы предметов по количеству:
а) сравнивая их с помощью непосредственных приемов сравнения;
6) сравнивая их с помощью множества-посредника,
в) сравнивая числа, которые выражают количество предметов в группах.
5. Порядковый счет дети осваивают:
а) на однородных предметах,
б) на разнородных предметах;
в) устно.
6. Неверно, что специальным дидактическим материалом для развития у детей представлений об образовании чисел, их последовательности в натуральном ряду, отношениях между числами натурального ряда, составе чисел являются:
а) числовые лесенки;
б) цветные палочки Къюизенера,
в) наборы цифр и знаков,
г) логические блоки Дьенеша.
7. Знакомство дошкольников с числами начинается с:
а) обозначения числом количества предметов в пределах 1, 2, 3 без счета;
б) с образования чисел,
в) с познания цифр как знаков для обозначения чисел,
г) с познания места числа в натуральном ряду и отношений между числами в числовом ряду.
3. Наиболее трудным для освоения в дошкольном возрасте является:
а) количественные и порядковые числительные;
б) состав чисел из единиц и двух меньших в пределах 10;
в) увеличение и уменьшение чисел на 1, 2, 3 при решении задач.
9. Цифра – это:
э) знак для обозначения числа,
б) понятие о числе,
в) представление о числе.
10. К способам познания цифр не относится:
а) осязательно-двигательное обследование,
б) счет;
в) обведение контура,
г) рисование с помощью трафарета;
д) штриховка.
11. Цифры дошкольники познают, начиная с …
а) младшего возраста;
в) среднего возраста;
б) старшего возраста
ПОЗНАНИЕ ДЕТЬМИ ОТНОШЕНИЙ ЧАСТИ И ЦЕЛОГО И ОСВОЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. Пропедевтика дробей и дробных чисел, углубление понимания отношений «больше», «меньше», понимании единицы, осуществляются в дошкольном возрасте в процессе:
а) практического деления целого на части,
б) измерения,
в) счета,
г) трансфигурации.
2. Деление целого на части дети осваивают:
а) в младшем дошкольном возрасте;
б) в среднем дошкольном возрасте;
в) в старшем дошкольном возрасте,
г) в 1-ом классе школы.
3. Обучение ...строится на общих и функциональных зависимости целого и части: часть всегда меньше целого, а целое больше части; равенство частей целого между собой; функциональная зависимость между количеством и размером частей: чем больше количество частей, на которое делится целое, тем меньше каждая часть, и, наоборот, чем меньше каждая часть, тем на большее количество частей разделено целое (при делении двух одинаковых по размеру предметов):
а) измерению,
б) делению целого на части,
в) счету,
г) действиям с числами.
4. Часть, часть целого, половина, четверть, доля – слова, с помощью которых дети обозначают результаты:
а) измерения:
б) счета;
в) деления целого на части,
г) видоизменения фигур.
5. Дети дошкольного возраста осваивают вычислительную деятельность а процессе...
а) решения арифметических примеров;
б) решения арифметических задач.
6. Первоначально дети знакомятся ...
а) с арифметическими действиями,
б) с вычислительными приемами;
в) с ответом на вопрос задачи;
г) со структурой задачи.
7. Структурные части арифметической задачи:
а) условие, вопрос,
б) решение, ответ;
в) условие, ответ.
8. Дошкольники осваивают следующие приемы вычислительной деятельности ...
а) сложение и вычитание;
б) присчитывание и отсчитывание чисел по единице;
в) присоединение и удаление;
г) добавление и отнимание предметов по одному.
9. Условием успешной вычислительной деятельности дошкольников являются...
а) умение считать,
б) умение измерять,
в) знание состава чисел из единиц и двух меньших;
г) знание цифр и знаков арифметических действий,
10. Чтобы стимулировать поиск ответа на вопрос задачи с помощью приемов присчитывания и отсчитывания воспитатель должен исключить возможность ...
а) сосчитать то, о чем говорится в задаче;
6) видеть цифры, с помощью которых обозначаются числовые данные задачи,
в) записывать цифрами и знаками арифметическое действие.
ОСВОЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ ВЕЛИЧИН И ИЗМЕРЕНИЯ
1. Какое свойство предметов отражается в понятии «длина»?
а) длительность,
б) вес;
в) протяженность,
г) емкость
2. Неверно, что величины отражают свойства, которые можно...
а) выразить числом;
б) намерить,
в) сравнивать,
г) сосчитать
3. К способам познания величин, которые осваивают дошкольники, не относится...
а) сравнение,
б) классификация;
в) сериация,
г) трансформация;
д) измерение.
4. Основными способами познания величин в младшем и среднем дошкольном возрасте являются ...
а) сравнение, классификация, сериация,
б) сериация, классификация,
в) измерение,
г) сравнение.
5. В среднем дошкольном возрасте дети начинают осваивать сравнение предметов по величинам с помощью ...
а) приложения;
6) измерения условными мерками,
в) предмета-посредника,
г) составления пар.
6. Сенсорной основой развития у дошкольников представлений о массе является:
а) тактильное чувство;
б) осязательные ощущения;
в) зрительное восприятие;
г) барическое чувство
7. В результате сравнения трех и более предметов по длине дети осваивают слова:
а) короткий, длинный,
б) длиннее, короче,
в) большой; маленький,
г) самый короткий, длиннее, самый длинный.
8. Первоначально дети оценивают отношения между предметами по размеру словами:
а) большой, маленький
б) высокий, низкий,
в) самый большой, самый маленький,
г) длинный, короткий.
9. Дети осваивают сериацию как способ познания отношений по величине:
а) в младшем дошкольном возрасте
б) в среднем дошкольном возрасте;
в) в старшем дошкольном возрасте,
г) в 1-ом классе школы.
10. Программа обучения и воспитания в детском саду «Пралеска» не включает ознакомление дошкольников с такой величиной, как:
а) длина,
б) объем,
в) скорость,
г) масса
11. Первоначально дети осваивают процедуру измерения ...
а) протяженностей (длины, ширины, высоты);
б) объемов жидких веществ,
в) объемов сыпучих веществ;
г) тяжестей.
12. Дети осваивают измерение условными мерками на …
а) четвертом году жизни;
б) пятом году жизни;
в) шестом году жизни;
г) на седьмом году жизни.
13. Какие ошибки не являются типичными при освоении детьми измерения условными мерками?
а) забывают считать мерки и не могут обозначить числом количество мерок в измеряемой величине,
б) многократно накладывают мерку на один и тот же участок протяженности,
в) не совмещают конец предыдущей мерки с началом следующей
г) считают метки, которыми обозначен конец каждой прикладываемой мерки, а не сами мерки.
14. В процессе измерения формируется представление о числе как …
а) отношении,
б) отдельности;
в) мощности;
г) общем свойстве равночисленных множеств.
ОСВОЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Не верно, что понятие времени отражает...
а) длительность событий и явлений,
б) прерывность и непрерывность,
в) ритмичность и периодичность,
г) размер;
д) последовательность событий и явлений.
2. Способность чувствовать и оценивать время без вспомогательных средств это ...
а) собственное восприятие времени;
б) непосредственное восприятие времени,
в) влияние эмоционального состояния человека на восприятие времени,
г) индивидуальные особенности в восприятии времени.
3. Выберите верное утверждение:
а) восприятие длительности времени, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, увеличивается;
б) у маленького ребенка настоящее господствует над прошлым и будущим,
в) глубина исторического времени доступна детям старшего дошкольного возраста,
г) ребенком очень хорошо осознается связь пространства и времени
4. Это своеобразное средство отражения времени в наглядной, условно-схематизированной форме, которое помогает детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями:
а) игры и упражнений в игровой форме,
б) тематические картинки;
в) рисование и другие виды изобразительной деятельности;
г) модели и детские календари.
5. Дети четвертого года жизни осваивают следующие временные ориентировки и отношения:
а) сейчас, теперь, сначала, потом, рано, поздно (раньше, позже),
б) день, ночь, утро, вечер
в) последовательность смены частей суток,
г) времена года.
6. На пятом году жизни дошкольники осваивают следующие временные ориентировки и отношения:
а) сейчас, теперь, сначала – потом, рано – поздно (раньше – позже),
б) до – после, долго (дольше) скоро (скорее), прежде, давно – недавно, быстро – медленно, часто – редко,
в) последовательность смены частей суток,
г) сутки,
д) чередование времен года.
7, Главным ориентиром во времени для младших дошкольников является ...
а) сезонные проявления,-
6) вид деятельности взрослых и детей в разное время года;
в) положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба;
г) характерная собственная деятельность детей в разное время суток и внешние признаки (светит солнцу звезды и луна на небе, темно или светло на улице).
9. Детей ... года жизни знакомят со сменой суток, побуждают использовать слова «было, есть, будет», на этой основе формируют представления «вчера, сегодня, завтра»:
а) третьего,
б) четвертого;
в) пятого;
г) шестого.
10. В старшем дошкольном возрасте для ознакомления дошкольников с временными отношениями педагог начинает использовать ...
а) модели, детские календари, приборы для определения
б) художественные произведения и рассказы,
в) рисование и другие виды изобразительной деятельности,
г) беседы.
ПОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
1. В ... дети отличают форму фигуры от ее цвета, размера, при осязательно-двигательном обследовании проводят рукой по контуру, вы дели ют у гол ни и стороны в фигурах, но часто путают сходные фигуры (овал и круг, квадрат и прямоугольник).
а) 2–3 года;
б) 3–4 года.
в) 4–5 лет;
г) 5–6 лет.
2 . В ... дети осваивают простейший анализ строения фигур (подсчет вершин, сторон, углов; определение соотношения сторон; отношение к другим известным фигурам}. У них складываются образы фигур – эталонные представления о них.
а) 2–3 года;
б) 3–4 года.
в) 4–5 лет;
г) 5–6 лет.
3. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети ...
а) геометрические фигуры воспринимают как целые и различают, в основном, по форме;
б) геометрические фигуры воспринимают аналитически, познают свойства и структуру фигур, обследуя их контур указательным пальцем;
в) в основном зрительно обследуют геометрические фигуры, воспринимают их в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам
4. Неверно, что геометрические фигуры дети познают в процессе их...
а} сосчитывания и измерения,
б) анализа и сравнения,
в) группировки и упорядочивания;
г) видоизменения, трансфигурации и трансформации.
5. Младшие дошкольники познают геометрические фигуры в процессе действий с ...
а) символическими моделями геометрических фигур:
б) предметными моделями геометрических фигур.
в) графическими моделями геометрических фигур;
г) моделями геометрических фигур из проволоки
6. Возраст развития обобщений «четырехугольник», «пятиугольники, «многоугольник»:
а) младший,
б) средний;
в) старший;
г) младший школьный
8. Какие виды детской деятельности наиболее совершенствуются в результате углубления представлений о геометрических фигурах?
а) двигательная;
б) художественно-речевая;
в) конструктивная и изобразительная,
г) игровая.
ПОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ
1. Оценка расстояний, размеров, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося – это ориентировка...
а) на плоскости;
б) в статике;
в) в пространстве;
г) в движении.
2. Верно, что ...
а) ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений;
б) для дошкольников не вызывает трудности различение направлений «направо – налево»,
в) из трех парных групп основных направлений, соответствующих различным осям человеческого тела, раньше всех выделяется нижнее,
г) ребенок практически не соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчета.
3. Дети младшего дошкольного возраста начинают осваивать пространственные направления с ориентировки...
а) «от себя»;
б) «на себе»:
в) «от других предметов»;
г) «на взрослом».
4. Неверно, что пространственные направления и отношения дети дошкольного возраста выражают словами…
а) высоко – низко, далеко – близко, вверху – внизу, слева – справа;
б) выше – ниже, дальше – ближе, левее – правее;
в) в, под, над, перед, за, напротив;
г) высокий – низкий, длинный – короткий, большой – маленький.
5. Прием «графический диктант» используется для развития пространственной ориентировки на...
а) плоскости;
б) листе бумаги,
в) местности;
г) других предметах.
6. Дети учатся ориентироваться в пространстве с помощью планов и схем в ...
а) младшем дошкольном возрасте;
6) среднем дошкольном возрасте,
в) старшем дошкольном возрасте;
г) в начальной школе.
7. Умение ориентироваться в пространстве «от себя» дети осваивают в ...
а) младшем дошкольном возрасте;
б) среднем дошкольном возрасте;
в) старшем дошкольном возрасте,
г) раннем возрасте.
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы