2 Примерный тематический план
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество часов, № занятия | |||||||
лекции | практические занятия | лабораторные занятия | управляемая самостоятельная работа студента | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
| 4 семестр (96 часов) | 44 | 28 | 10 | 14 | ||||
| Раздел 1. Психолого-педагогические основы формирования элементарных математи-ческих представлений у дошкольников | 12
| 8 |
| 8 | ||||
1.1
| Тема 1. Характеристика методики формирования элементарных математи-ческих представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины | 2 №1
|
|
|
| ||||
1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.3
1.2.4
| Тема 2. Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольнога возраста Этапы становления и развития теории и мето-дики формирования элементарных математи-ческих представлений у детей до школы. Современные концепции предматематической подготовки дошкольников, их математического и логико-математического развития, развития математических способностей в работах отечественных и зарубежных педагогов. Развитие математических способностей дошкольников. Организация и методика проведения развивающих игр (по Никитину). Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста. Организация и методика проведения обучающих логико-математических игр у дошкольников. |
2 №2
2 №3
2 №5 |
2 №1
2 №2 |
|
2 №1
2 №2
| ||||
1.3 | Тема 3. Значение, цель и задачи формиро-вания элементарных математических пред-ставлений у детей дошкольнога возраста. | 2 №6
|
|
| 2 №3
| ||||
1.4 | Тема 4. Современные подходы к реализации педагагических принципов отбора содержа-ния и организации процесса предматема-тической подготовки дошкольников. Гуманно-личнстный подход к образователь-ному процессу | 2 №7
2 №8
| 2 №3 |
| 2 №4 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
| Раздел II. Общие логико-математические основы формирования у дошкольников элементарных математических представлений | 10 | 8 |
|
| ||||
2.1 | Тема 5. Понятия. Отношения. Математические рассуждения. | 2 №9
| 2 №4 |
|
| ||||
2.2 | Тема 6. Основные математические понятия. |
|
|
|
| ||||
2.2.1 | Множество. Число. Цифра | 2 №10 | 2 №5 |
|
| ||||
2.2.2 | Геометрические фигуры | 2 №11 | 2 №6 |
|
| ||||
2.2.3 | Величины, их свойства. Измерения величин | 2 №12 | 2 №7 |
|
| ||||
2.2.4 | Из истории развития математических понятий | 2 №13 |
|
|
| ||||
| Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством | 6
| 2 | 2
| 2 | ||||
3.1 | Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы | 2 №14 |
|
| 2 №5
| ||||
3.2
3.2.1
3.2.2 | Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве Группировка, классификация предметау и явлений по их свойствам. Развитие элементарных представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятия «много» и «один», установление взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств, обучение группировке). Развитие представлений о множестве у детей среднего и старшего дошкольного возраста (элемент, часть множества, операции над множествами, графическое изображение множества и его элементов). |
2 №15
2 №16
| 2 №8 | 2 №1 | |||||
| Раздел IV. Методические системы ознакомления детей со счетом, вычислительной деятельностью, некоторыми математическими знаками | 8 | 4 | 4 | 2 | ||||
4.1 | Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете | 2 №17
|
|
| 2 №6
| ||||
4.2
4.2.1
| Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами Методика обучения разным видам счета (количественному, порядковому). Счет с помощью разных анализаторов. Отсчитывание. Показ независимости числа от качественных и пространственных характеристик множества. |
2 №18
|
2 №9
|
2 №2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4.2.2
| Знакомство с цифрами Число как результат измерения. Деление целого предмета на равные части, представление о дробных числах. | 2 №19
| 2 №10
|
|
|
4.2.3 | Методика ознакомления детей с составом числа |
|
| 2 №3 | |
4.4
| Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий | 2 №20
|
|
|
|
| Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин | 4 | 8 | 4 | 2 |
5.1 | Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста |
|
|
| 2 №7
|
5.2
5.2.1
5.2.2 | Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин Обучение обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине в целом. Построение сериационных рядов. Развитие глазомера. | 2 №21 |
2 №11
2 №12 | 2 №4
| |
5.3
5.3.1
5.3.2 | Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки Познание эталонных величин: возможности и особенности использования условных мерок. Обучение детей измерению величин. Методические подходы к развитию у старших дошкольников восриятия и понимания простых функциональных зависимостей: между измеряемым объектом, мерой и результатом измерения. Усвоение детьми закономерностей, вытекающих из зависимостей между величинами: неиз-менность или изменение длины, массы, площади, объема в зависимости от изменения формы данной величины. Формирование математических представлений через игру | 2 №22 |
2 №13
2 №14 |
2 №5 | |
| 5 семестр (74 часа) | 32 | 22 | 10 | 10 |
| Раздел VI. Содержание и методика развития у детей представлений о геометрических фигурах и форме предметов | 6 | 4 | 2 | 2 |
6.1 | Тема 15. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми раннего и дошкольного возраста | 2 №23
|
|
| 2 №8
|
6.2
6.2.1
| Тема 16 Современные методические подходы к развитию у дошкольников геометрических представлений Обучение умению различать и называть геомет-рические фигуры, сравнивать и группировать их по разным признакам. |
2 №24
|
2 №15
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6.2.2
6.2.3 | Формирование представлений об обобщающих понятиях. Упражнение детей в анализе форм предметов. Ознакомление с трансфигурацией фигур, выкладыванием фигур из палочек. | 2 №25 | 2 №16 |
2 №6 |
|
| Раздел VII. Содержание и методика развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве | 6 | 2 | 2 | |
7.1 | Тема 17. Генезис восприятия объектов в пространстве у детей раннега и дошкольного возраста | 2 №26
|
|
| |
7.2
7.2.1
7.2.2 | Тема 18. Методика развития у дошкольников умення ориентироваться в пространстве Различение детьми основных направлений от себя в статике и в движении. Развитие умения ориентироваться в пространстве на себе, относительно себя, относительно других объектов. Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве. Методические подходы к развитию у детей умений пространственного моделирования. |
2 №27
2 №28
|
2 №17 |
2 №7 | |
| Раздел VIII. Развитие у дошкольников представлений о времени | 4 | 4 | 2 | 2 |
8.1 | Тема 19. Особенности восприятия времени детьми раннега и дошкольного возраста | 2 №29
|
|
| 2 №9
|
8.2
8.2.1
8.2.2 | Тема 20. Методические подходы к развитию у дошкольников представлений о времени и умения ориентироваться во времени Обучение детей разного возраста различению частей суток, времен года, дней недели, месяцев, умению определять их последовательность. Развитие представлений о понятиях «сутки», «неделя», «месяц», «год». Освоение представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» на основе сменяемости трех суток. Ознакомление с измерением времени. Развитие чувства времени. Формирование математических представлений через игру | 2 №30 | 2 №18
2 №19
| 2 №8 | |
| Раздел IX. Педагогические условия осуществления преемственности предматематической подготовки детей в учреждении дошкольного образования и школы, взаимодействия с семьей
| 4 | 2 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9.1
9.1.1
9.1.2
| Тема 21. Концепция содержания и методики работы с шестилетними детьми Современные требования к обучению детей шестилетнего возраста. Содержательная характеристика образовательных программ начальной школы и учреждения дошкольного образования. Методика работы с шестилетними детьми по обучению математике.. | 2 №31
|
2 №20
|
|
|
9.2
| Тема 22. Технологии реализации преем-ственности предматематической подготовки детей в учреждении дошкольного образования и школы, взаимодействия с семьей | 2№32 |
|
|
|
| Раздел X. Организация процесса развития математических представлений у детей в учреждении дошкольного образования | 12 | 10 | 4 | 6 |
10.1
| Тема 23. Развивающая среда – источник и средство развития интереса к познанию маематической стороны окружающего мира. | 2 №33
|
|
| 2 №10
|
10.2
10.2.1
10.2.2
10.2.3 | Тема 24. Диагностика компетентности дошкольника в области предматематики Диагностика уровня развития математических представлений у детей как одно из направлений педагогической диагностики. Значение, цель и задачи диагностики. Виды и типы педагогической диагностики. Содержание показателей. Критерии оценки. Средства диагностики. Требования к средствам и методам диагностики. Методика диагностики уровня развития математических представлений у детей разных возрастных групп. Методика диагностики проявлений каждого показателя. | 2 №34 |
2 №21 |
2 №10 |
|
10.3
10.3.1
10.3.2
| Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника Современные требования к планированию. Принципы планирования: развитие ребенка в деятельности (деятельностный подход), системность и систематичность, концннтричность, экологизация, природосообразность, комплексность и др. Традиционные и инновационные подходы к технологии планирования. Сравнительная характеристика разных вариантов содержания и оформления календарных и перспективных планов. | 2 №35
|
|
|
2 №11
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10.3.3
10.3.4 | Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения. Формы учета. |
| 2 №22 |
|
|
10.4 | Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста Основные дидактические средства, учебные пособия и материалы. Универсальные дидактические материалы: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, дидактические материалы М. Монтессори, Б.Никитина и другие. | 2 №36 |
|
|
|
10.5
10.5.1
10.5.2
10.5.3
10.5.4
10.5.5 | Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений Специфика организации разных форм разных видов деятельности дошкольников в разных возрастных группах: их отбор, способ организации детей, место проведения. Специфика методов и приемов развития математических представлений у дошкольников в разных возрастных группах. Организация самостоятельной детской творческой деятельности с математическим содержанием. Варианты содержания и организации дополнительных образовательных услуг с математическим содержанием в учреждении дошкольного образования. Разноуровневая работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений |
2 №37
2 №38
|
2№23
2 №24
2 №25 |
2 №9 |
2 №12
|
| Всего за год 170: | 76 | 50 | 20 | 24 |
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы