Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………….. | 7 | |
ЧАСТЬ I. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ………………………………... | 11 | |
ЧАСТЬ . КУРС ЛЕКЦИЙ…………………………………………………. | 25 | |
1.1 Общая характеристика содержания предматематической подготовки………………………………………………………................ 1.2 Предлогическая подготовка…………………………………………….. 1.3 Докомпьютерная подготовка…………………………………………….
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ………………………….....
4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин Происхождение названий единиц измерения величин………................ 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин……………............ 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей…………. 4.4 Методика развития у детей представлений о величине…….………….
5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение……………………………….. 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей……………………………………… 5.3 Методика развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей………………………..……………..
6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста…………................................ 6.2 Методика развития умения у детей ориентироваться в пространстве.....
7.1 Из истории развития способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени……………………………………. 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени 7.3 Методика развития у детей умения ориентироваться во времени.........
С ДЕТЬМИ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА……………………………………
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………...
ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…..…..…..…..…..…..………………..
|
25 29 30
31
39 43
48 51
67 67 68 69
79
85
86
96 97
104
106
112
118
120
126
129
| |
ЧАСТЬ . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ……………….
|
132 | |
1 П Развитие математических способностей дошкольников…………….. | 132 | |
2 П Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста……. | 132 | |
3 П Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников………………………………………………….. |
133 | |
4 П Понятия. Умозаключения……………………………………………… | 135 | |
5 П Множество. Число. Цифра……………………………………………... | 136 | |
6 П Геометрические фигуры………………………………………………... | 137 | |
7 П Величины, их свойства. Измерения величин………………………… | 137 | |
8 П Методика формирования у дошкольников представлений о множестве…………………………………………………………………… |
138 | |
9 П Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами….. | 139 | |
10 П Счет с помощью различных анализаторов. Показ независимости количества от качественных признаков и пространственного расположения предметов…………………………………………………… |
140 | |
1 Л Методика формирования у дошкольников представлений о множестве…………………………………………………………………… 2 Л Методика обучения счету, ознакомление с цифрами………………. |
141 141 | |
3 Л Методика формирования количественных представлений…………. | 141 | |
11 П Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине……………………………………. |
142 | |
12 П Методика обучения построению сериационных рядов. Развитие глазомера…………………………………………………………………….. |
143 | |
13 П Методика формирования у старших дошкольников умения использовать условные меры измерения, понимания простых функциональных зависимостей: между измеряемым объектом, мерой и результатом измерения……………………………………………………... |
144 | |
14 П Формирование математических представлений через игру……….. | 145 | |
4 Л Методика формирования представлений о величинах и способах их сравнения……………………………………………………………………. |
146 | |
5 Л Методика формирования представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами…………………………………………………………………... |
147 | |
15 П Методика формирования представлений о плоских геометрических фигурах……………………………………………………. |
148 | |
16 П Методика формирования представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах……………………………………….. |
149 | |
6 Л Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек……………………………. |
150 | |
17 П Методика формирования пространственных представлений у дошкольников…………………………………………………………....... |
150 | |
7 Л Методика формирования умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников……………………………………………… |
151 | |
18 П Методика формирования умения ориентироваться во времени….. | 152 | |
8 Л Формирование умения ориентироваться во времени……………….. | 153 | |
19 П Формирование математических представлений через игру………... | 153 | |
9 Л Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников…….. |
154 | |
20 П Методика обучения математике детей 6-летнего возраста………… | 155 | |
21 П Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольнков………………………………...................... |
156 | |
22 П Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения………. |
156 | |
23 П Альтернативные методики развития математических представлений у детей……………………………………………………… |
157 | |
24 П Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей……………………… |
157 | |
25 П Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников……………………………………………. |
158 | |
10 Л Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………………………
|
158 | |
ЧАСТЬ IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………
ЧАСТЬ V. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ……………………………………..
|
160
168 | |
ЧАСТЬ VI. СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ |
| |
Дидактическая игра…………………………………………………………. | 182 | |
Обучающая ситуация……………………………………………………….. | 183 | |
Комплексное занятие……………………………………………………….. |
| |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… |
187 |
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы