logo
1 Будько Т

Предисловие

Учебно-методический комплекс (УМК) разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта ОСРБ 1-01 01 02 – 2008 на основе типовой учебной программы (19.12.08 Рэг.№ ТД - А. 087/тып.) для обеспечения дисциплины «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников».

Цель курса: развитие у будущих педагогов общих и специальных профессиональных компетенций в области развития математических представлений у детей дошкольного возаста.

Задачи курса:

УМК состоит из 6 частей: программный материал, курс лекций, методические рекомендации по подготовке к практическим и лабораторным занятиям, задания для управляемой самостоятельной работы студентов, контрольные тесты, схемы и образцы.

Программный материал отражает содержание, соответствующее типовой учебной программе для обеспечения дисциплины «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», и состоит из содержания учебного материала и примерного тематического плана дисциплины.

Содержание курса лекций включает теоретические основы методики развития математических представлений; возрастные особен-ности развития у детей раннего и дошкольного возраста математических представлений; методику организации работы по развитию математи-ческих представлений у детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения; альтернативные варианты методики развития математи-ческих представлений у детей. Всего предложено 12 лекционных тем, охватывающих около 90% программного материала по данному курсу. Для каждой темы указаны литературные источники. Некоторые темы представлены достаточно подробно, что позволит вынести их на самостоятельное изучение студентами.

В рамках УМК студентам также предложены планы практических и лабораторных занятий и рекомендации по подготовке к ним. Цель практических занятий: актуализация изученного материала; освоение способов организации и проведения разных форм развития математических представлений у детей, проектирование педагогического процесса, освоение разных средств методической реализации содержания развития математических представлений у детей, путей реализации преемственности со школой, взаимодействия с семьей; развитие творческого подхода к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

В содержание практических и лабораторных занятий включены задания, направленные на формирование практических навыков, необходимых будущему педагогу учреждения дошкольного образования для развития у детей дошкольного возраста математических представлений. В рамках таких занятий предусмотрены следующие методы активизации работы студентов: составление конспектов занятий, дидактических игр, обучающих ситуаций, проведение деловых игр по обучению «детей» математике, анализ статей, составленных студентами конспектов, просмотренных видеофильмов, обследование детей с целью определения уровня их развития. Отметим, что на практических и лабораторных занятиях не проводится устный опрос студентов по материалам лекций.

В планах практических и лабораторных занятий студентам предлагается: список необходимой литературы, домашнее задание, планируемая работа в аудитории, формы контроля знаний и умений студентов по данной теме.

Проведение лабораторных занятий планируется в условиях учреждения дошкольного образования.

УМК содержит также раздел, где указаны темы, выносимые на самостоятельное изучение, задания для управляемой самостоятельной работы студентов, список необходимой литературы, формы контроля. В содержание тем, выносимых на самостоятельное изучение, включены оставшиеся 10% программного материала. Время для осуществления контроля за освоение этого материала преподавателем будет указано в рабочем порядке.

В рамках УМК студентам предложены контрольные тесты, которыми студенты имеют возможность пользоваться для самоконтроля после проработки материалов лекций и тем, выносимых на самостоятельное изучение. Также контрольные тесты может использовать преподаватель на практических занятиях, и, в случае необходимости, на зачете.

УМК содержит также раздел, где студентам предложены схемы и образцы разных форм организации развития математических представ-лений у детей дошкольного возаста (комплексного занятия, дидактической игры, обучающей ситуации вне занятия).

В результате изучения дисциплины будущий специалист будет

знать:

уметь:

Программный материал рассчитан на 170 аудиторных часов для студентов дневной формы обучения, из них: 76 часов – лекции, 50 часов – практические занятия, 20 часов – лабораторные занятия, 24 часа отводится на управляемую самостоятельную работу студентов.

Дисциплина изучается на 2–3 курсах.

Текущий учет успеваемости студентов осуществляется на каждом практическом занятии в форме 5-минутной контрольной работы и устного опроса. Итоговый учет успеваемости студентов осуществляется в форме зачета (в 4 семестре) и экзамена (в 5 семестре).

Для студентов заочной формы обучения предусмотрено:

с 5-летним сроком обучения 44 часа, из них: 26 часов – лекции, 18 часов – практические занятия,

с 3,5-летним сроком обучения 24 часа, из них: 14 часов – лекции, 10 часов – практические занятия.

Для получения зачета студенам как дневной так и заочной формы обучения необходимо выполнение всех заданий к практическим занятиям.

Итоговая оценка успеваемости студентов учитывает средний балл за практические занятия, за выполнение заданий по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, уровень выполнения индивидуального задания (проекта), и уровень его презентации на экзамене.

Студенты заочной формы обучения с 5-летним сроком обучения выполняют задания, предусмотренные практическими занятиями:

№ пр. занятия для ОЗО

№ пр. занятия из содержания

№1

1 П Развитие математических способностей дошкольников

№2

2 П Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста

№3

3 П Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса предматематической подготовки дошкольников

№4

14 П Формирование математических представлений через игру

№5

9 Л Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников

№6

15 П Методика формирования представлений о плоских геометрических фигурах

№7

20 П Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения

№8

21 П Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников

№9

25 П Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников

Студенты заочной формы обучения с 3,5-летним сроком обучения выполняют задания, предусмотренные практическими занятиями:

№ пр. занятия для ОЗО

№ пр. занятия из содержания

№1

1 П Развитие математических способностей дошкольников

№1

2 П Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста

№2

3 П Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса предматематической подготовки дошкольников

№3

14 П Формирование математических представлений через игру

№4

9 Л Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников

№5

20 П Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения

ЧАСТЬ I