Предисловие
Учебно-методический комплекс (УМК) разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта ОСРБ 1-01 01 02 – 2008 на основе типовой учебной программы (19.12.08 Рэг.№ ТД - А. 087/тып.) для обеспечения дисциплины «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников».
Цель курса: развитие у будущих педагогов общих и специальных профессиональных компетенций в области развития математических представлений у детей дошкольного возаста.
Задачи курса:
обеспечить освоение студентами содержания этапов развития методики формирования элементарных математических представлений как науки и практики;
содействовать пониманию теоретических основ процесса разви-тия математических представлений у детей дошкольного возаста;
содействовать овладенню знаниями, умениями и навыками работы с дошкольниками по развитию у них математических пред-ставлений, развитию психических процессов средствами предматематики, воспитанию интереса к математической стороне окружающего мира;
обеспечить освоение практических навыков разработки кон-спектов занятий.
УМК состоит из 6 частей: программный материал, курс лекций, методические рекомендации по подготовке к практическим и лабораторным занятиям, задания для управляемой самостоятельной работы студентов, контрольные тесты, схемы и образцы.
Программный материал отражает содержание, соответствующее типовой учебной программе для обеспечения дисциплины «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», и состоит из содержания учебного материала и примерного тематического плана дисциплины.
Содержание курса лекций включает теоретические основы методики развития математических представлений; возрастные особен-ности развития у детей раннего и дошкольного возраста математических представлений; методику организации работы по развитию математи-ческих представлений у детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения; альтернативные варианты методики развития математи-ческих представлений у детей. Всего предложено 12 лекционных тем, охватывающих около 90% программного материала по данному курсу. Для каждой темы указаны литературные источники. Некоторые темы представлены достаточно подробно, что позволит вынести их на самостоятельное изучение студентами.
В рамках УМК студентам также предложены планы практических и лабораторных занятий и рекомендации по подготовке к ним. Цель практических занятий: актуализация изученного материала; освоение способов организации и проведения разных форм развития математических представлений у детей, проектирование педагогического процесса, освоение разных средств методической реализации содержания развития математических представлений у детей, путей реализации преемственности со школой, взаимодействия с семьей; развитие творческого подхода к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
В содержание практических и лабораторных занятий включены задания, направленные на формирование практических навыков, необходимых будущему педагогу учреждения дошкольного образования для развития у детей дошкольного возраста математических представлений. В рамках таких занятий предусмотрены следующие методы активизации работы студентов: составление конспектов занятий, дидактических игр, обучающих ситуаций, проведение деловых игр по обучению «детей» математике, анализ статей, составленных студентами конспектов, просмотренных видеофильмов, обследование детей с целью определения уровня их развития. Отметим, что на практических и лабораторных занятиях не проводится устный опрос студентов по материалам лекций.
В планах практических и лабораторных занятий студентам предлагается: список необходимой литературы, домашнее задание, планируемая работа в аудитории, формы контроля знаний и умений студентов по данной теме.
Проведение лабораторных занятий планируется в условиях учреждения дошкольного образования.
УМК содержит также раздел, где указаны темы, выносимые на самостоятельное изучение, задания для управляемой самостоятельной работы студентов, список необходимой литературы, формы контроля. В содержание тем, выносимых на самостоятельное изучение, включены оставшиеся 10% программного материала. Время для осуществления контроля за освоение этого материала преподавателем будет указано в рабочем порядке.
В рамках УМК студентам предложены контрольные тесты, которыми студенты имеют возможность пользоваться для самоконтроля после проработки материалов лекций и тем, выносимых на самостоятельное изучение. Также контрольные тесты может использовать преподаватель на практических занятиях, и, в случае необходимости, на зачете.
УМК содержит также раздел, где студентам предложены схемы и образцы разных форм организации развития математических представ-лений у детей дошкольного возаста (комплексного занятия, дидактической игры, обучающей ситуации вне занятия).
В результате изучения дисциплины будущий специалист будет
знать:
закономерности развития у детей раннего и дошкольного возраста математических представлений,
цель, задачи и содержание развития математических представ-лений у детей разного возраста,
современные технологии развития математических представ-лений у детей раннего и дошкольного возраста;
уметь:
подбирать и использовать оптимальные методы и средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста;
планировать, организовывать и проводить разныя формы работы по развитию математических представлений у детей;
диагностировать уровень развития математических предста-влений у детей и вносить коррективы в педагогический процесс.
Программный материал рассчитан на 170 аудиторных часов для студентов дневной формы обучения, из них: 76 часов – лекции, 50 часов – практические занятия, 20 часов – лабораторные занятия, 24 часа отводится на управляемую самостоятельную работу студентов.
Дисциплина изучается на 2–3 курсах.
Текущий учет успеваемости студентов осуществляется на каждом практическом занятии в форме 5-минутной контрольной работы и устного опроса. Итоговый учет успеваемости студентов осуществляется в форме зачета (в 4 семестре) и экзамена (в 5 семестре).
Для студентов заочной формы обучения предусмотрено:
с 5-летним сроком обучения 44 часа, из них: 26 часов – лекции, 18 часов – практические занятия,
с 3,5-летним сроком обучения 24 часа, из них: 14 часов – лекции, 10 часов – практические занятия.
Для получения зачета студенам как дневной так и заочной формы обучения необходимо выполнение всех заданий к практическим занятиям.
Итоговая оценка успеваемости студентов учитывает средний балл за практические занятия, за выполнение заданий по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, уровень выполнения индивидуального задания (проекта), и уровень его презентации на экзамене.
Студенты заочной формы обучения с 5-летним сроком обучения выполняют задания, предусмотренные практическими занятиями:
№ пр. занятия для ОЗО |
№ пр. занятия из содержания |
№1 | 1 П Развитие математических способностей дошкольников |
№2 | 2 П Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста |
№3 | 3 П Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса предматематической подготовки дошкольников |
№4 | 14 П Формирование математических представлений через игру |
№5 | 9 Л Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников |
№6 | 15 П Методика формирования представлений о плоских геометрических фигурах |
№7 | 20 П Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения |
№8 | 21 П Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников |
№9 | 25 П Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников |
Студенты заочной формы обучения с 3,5-летним сроком обучения выполняют задания, предусмотренные практическими занятиями:
№ пр. занятия для ОЗО |
№ пр. занятия из содержания |
№1 | 1 П Развитие математических способностей дошкольников |
№1 | 2 П Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста |
№2 | 3 П Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса предматематической подготовки дошкольников |
№3 | 14 П Формирование математических представлений через игру |
№4 | 9 Л Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников |
№5 | 20 П Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения |
ЧАСТЬ I
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы