8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
Литература: [3, 26, 28, 34, 51, 58]
В программе для 6-тилеток первого класса содержатся 3 раздела:
1) сравнение предметов и множеств предметов, пространственные и временные представления, 2) однозначные числа, 3) двузначные числа.
Рассмотрим лишь новые программные задачи.
Состав числа из двух меньших
Рассмотрим состав числа 4. Для этого возьмем красные и синие кружочки.
Возможны следующие варианты:
4 синих.
3 синих и 1 красный. Вопросы: Сколько
синих? Сколько красных? Сколько вместе?
Вывод: 4 это 3 и 1.
2 синих и 2 красных. Вывод: 4 это 2 и 2.
1 синий и 3 красных. Вывод: 4 это 1 и 3.
В ставить в окошки домика числа так, 4
ч 1 2 3
Счет группами
Детям показывается, что в качестве единицы счета может быть не только 1, а любое число, можно считать десятками. «Сколько всего цветов в трех букетах по 5 цветочков?», «Сколько купили десятков яиц?»
Сложение и вычитание. Знакомство со знаками «+» и «–»
Сначала проводятся практические действия по объединению и удалению части множества. А затем эти умения используются при решении задач. С действием сложения детей знакомят на основе решения нескольких задач на увеличение множества на один элемент по следующему алгоритму:
1. Выясняется: когда добавили, стало больше или меньше?
2. Вывод: если стало больше, будем говорить «прибавить».
3. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько станет? (прибавить).
4. Действие, когда к одному числу прибавляем другое, называется сложением.
5. Предлагается детям придумать задачу на сложение.
Аналогично вводится действие вычитание.
Сначала знаки «+» и «–» не используется. Условные знаки вводятся на втором этапе.
Показывается, что в математике для записи решения задачи используются специальные знаки. Вместо слова «прибавить» используется знак «+», вместо «отнять» – знак «–», вместо «получится» – «=». Предлагаются упражнения для закрепления краткой записи решения задач.
1) Имеются карточки со знаками «+» и «–» , необходимо разложить их в соответствующие примеры:
3 1 = 4, 3 1 = 2.
2) Предлагается соединить стрелкой условие-иллюстрацию с цифровым примером. Нельзя использовать знаки «+» и «–» при чтении условия и при устном решении задачи (можно только при записи).
Приемы вычислений
1. На основе знания состава числа из отдельных единиц: прием присчитывания (или отсчитывания) по единице заключается в том, чтобы второе слагаемое (или вычитаемое) разбить на единицы и последовательно прибавить его к первому слагаемому (или отнять).
5+3=5+(1+1+1)= 6+1+1=7+1=8,
5–3=5–(1+1+1)=4–1–1=3–1=2.
2. На основе знания состава числа из двух меньших чисел. Состав числа в пределах 10 дети учат наизусть. Например, 4+3=7, т.к. 7 – это 3 и 4.
3. На основе свойства переместительности (коммутативности) можно поменять слагаемые местами: а+b=b+а.
Обучение решению арифметических задач
Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
Виды задач:
Задачи-драматизации (действующими лицами условий задачи являются дети), с таких задач необходимо начинать обучение.
Задачи-иллюстрации (условие изображается на иллюстрациях или моделях).
Устные задачи без наглядности.
Типы задач (в зависимости от выполняемых действий и вопросов):
Задачи, в которых неизвестна сумма или разность (D+О=? О–D=?)
Если неизвестно одно слагаемое или вычитаемое (D+?=О О–?=D)
Задачи на разностные отношения (задаются вопросы: на сколько больше стало?)
Этапы и методы обучения решению задач
1 этап. Детям предлагаются задачи-драматизации с опорой на реальные действия. На этом этапе ведется обучение составлению задач, в которых второе слагаемое или вычитаемое равно 1. Сначала учат детей составлять задачи на сложение, затем на вычитание.
Обучение начинается с пояснения структуры задачи, для этого можно использовать провокационные неправильные условия (от имени Незнайки). Дети часто допускают следующие ошибки:
а) пропускают вопрос, оставляя условие в виде рассказа,
б) в условие не включают числовые данные,
в) заменяют задачи загадками с числовыми данными.
2 этап. Детям предлагаются задачи-иллюстрации, в которых нет возможности сводить решение задачи к счёту по представлению. На этом этапе детей учат пояснять выбор арифметических действий.
Детям предлагаются задачи с одинаковыми числовыми данными, но на разные действия. Выясняется, почему здесь надо выполнять то или иное действие (добавили, увеличили или отняли, уменьшили). Детей подводят к выводу: если стало больше, то будем прибавлять, а если меньше – будем отнимать.
3 этап. Детей обучают составлению и решению задач, в которых второе слагаемое или вычитаемое больше 1, т.е. обучают приемам присчитывания и отсчитывания.
Например, предлагается задача: на озере плавало 4 утки, прилетело еще 3. Дети допускают ошибку – пересчитывают всех уток. Необходимо пояснить: нам известно, сколько было уток, их пересчитывать не надо, надо к тому количеству, что было, прибавить 3, последовательно присчитывая по 1 утке.
На 2 и 3 этапах следует добиваться абстрагирования решения от конкретных множеств, т.е. дети подводятся к решению примера.
4 этап. Проводится обучение решению устных задач без наглядного материала. Используются вышеупомянутые приемы вычисления.
Педагог должен следить, чтобы дети не заменяли операцию вычисления операцией счета при решении арифметических задач. После получения ответа необходимо задать вопрос детям: «Как ты узнал?» Неправильным будет ответ: «Посчитал», правильный ответ: «К 5 прибавил 2».
Знакомство со знаками «<», «<», «=»
Вначале рекомендуется показывать отношения «больше» и «меньше» с помощью направленных стрелок:
1 2 3. Затем вводятся общепринятые знаки «>» и «<».
Детям эти знаки можно пояснить следующим образом:
> узенький конец направлен к меньшему числу, а широкий конец к большему числу.
< раскрытый клювик направлен к большему числу.
Задание: расставить между цифрами знаки «>» и «<».
Знаки «>», «<» предназначены для письменной записи отношений «больше» и «меньше». Когда дети устно сравнивают какие-либо числа, слова «больше» и «меньше» не надо заменять знаками.
Запись цифр и знаков
До школы учителя не рекомендуют обучать написанию цифр, т.к. могут меняться прописи. В дошкольных учреждениях и в начале первого класса рекомендуется записывать примеры с помощью готовых карточек с печатными цифрами и знаками.
На первом этапе детей учат писать отдельные элементы цифр и знаков. Затем учат рисовать цифры по пунктирной линии, при этом на рисунке показывается начало движения руки, направление движения, смена направления, конец движения.
*
* конец движения.
– направление движения.
*
Затем детям предлагается прописать цифры по пунктирным линиям, потом просто – в клеточках. Этот алгоритм применяется и к обучению записи других знаков (+, –, <, >, =).
Знакомство со вторым десятком
В качестве наглядности используются счетные палочки по одной и десяток в связке. Сначала детям рассказываем об образовании слов-числительных второго десятка (10 сокращенно как «дцать»):
11 – один-на-дцать – один на десяти,
12 – это два на десяти.
После этого поясняется значение каждого знака в записи числа. Например, в числе 12 первая цифра обозначает 1 десяток, а вторая – 2 единицы.
Затем детей учат решать примеры.
1-й тип: в качестве слагаемого используется целый десяток, например, 10+3 или 13–10.
2-ой тип: действия происходят в пределах второго десятка, нет перехода через границу десятка, например, 15+2 или 17–3.
15+2= (10+5)+2 = 10+(5+2)=10 + 7 = 17.
3-й тип: осуществляется переход через границу 1-го десятка, например 6+7 или 13–8. Для решения этих примеров второе слагаемое или вычитаемое надо разбить на 2 удобных числа: одно – чтобы дойти до границы первого десятка, а второе – остаток от числа.
13–8=13– (3+5)= (13–3) –5= 10–5=5.
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы