Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
Домашнее задание:
Подготовить сравнительный анализ пособия [22] и указанной литературы в соответствии с порядком следования фамилии в списке журнала:
Альтхауз, Д. Цвет-форма-количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Д. Альтхауз, Э. Дум ; перевод с нем. В.В. Юртайкина ; под ред. В.В. Юртайкина. – М. : Просвещение, 1984. – 60 с.
Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : курс лекций / А.В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 400 с.
Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 (4-5), (5-6) лет / А.В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2004.
Будзько, Т.С. Развиццё матэматычных уяўленняў у дашколнікаў: метад. дапам. для выхавальнікау дзіцячых садоў / Т.С. Будзько . – Минск : НМЦентр, 1998. – 136 с.
Будько, Т.С. Математика +Движение / Т. С. Будько. – Мозырь : Содействие, 2008.
Будько, Т.С. Предматематическая подготовка детей в процессе конструирования / Т.С. Будько. – Брест : БрГУ, 2009.
Волина, В.В. Математика: метод. пособие для воспитателей / В.В. Волина. – Екатеринбург, 1997. – 427 с.
Грин, Г. Введение в мир числа : практическое руководство по обучению детей счету / Г. Грин, В. Лаксон. – М. : Педагогика, 1982. – 192с.
Доман, Г. Как обучить ребенка математике / Г. Доман, Ж. Доман / пер. с англ. – М. : Аквариум, 2000.
Доронова, Т.М. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателей дет. сада / Т.М. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992. – 143 с.
Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Т.И. Ерофеева – М. : Просвещение, 1992. –190 с.
Житомирский, В.Г. Математическая азбука / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. – М. : Педагогика, 1984. – 200 с.
Житомирский, В.Г. Геометрия для малышей / В.Г. Житомирский, Л.Н Шеврин. – М. : Педагогика, 1987. – 135 с.
Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб : «Акцидент», 1997. – 158 с.
Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду : пособие для воспитателей / Л.С. Метлина. –2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985. – 221 с.
Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова – М. : Просвещение, 1985. – 94 с.
Моро, М.И. Математика в картинках (Для занятий с детьми 5-6 лет) / М.И. Моро. –2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1986. – 158 с.
Математика до школы : пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб. : Акцидент, 1998. – 189 с.
Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб. : Акцидент, 1997. – 170 с.
Наприенко, Г.В. Формирование математических представлений у дошкольников посредством художественного слова : пособие …– Брест : БрГУ, 2005. – 87 с.
Остапенко Т.А. Знакомим дошкольников с математикой : тематические занятия по ФЭМП : пособие для педагогов… – Мозырь : Белый ветер, 2006. – 79 с.
Петерсон, Л.Г. Игралочка / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М., 1998.
Петерсон Л.Г., Раз – ступенька, два – ступенька / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М., 1999.
Сербина, Е.В. Математика для малышей: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. – М. : Просвещение, 1992. – 80 с.
Смоленцова, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: книга для воспитателей детского сада / А.А. Смоленцова. – М. : Просвещение, 1988. – 96 с.
Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников : методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е.В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2000. – 155 с.
Тарабарина, Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. –Ярославль, 1996. – 157 с.
Фидлер, М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя (из опыта работы) / М. Фидлер ; пер. с польского О.А. Павлова. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.
Работа в аудитории:
1. Сделать сравнительный анализ современных подходов по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (на основе докладов студентов), заполнить таблицу:
Авторы, название пособия, год издания | Формы обучения | Отличающиеся программные задачи | Отличающиеся методы обучения | Средства обучения и другие особенности |
2. Сделать сравнительный анализ зарубежных программ по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (на основе докладов студентов), заполнить таблицу:
Страна, авторы, год издания | Формы обучения | Отличающиеся программные задачи | Отличающиеся методы обучения | Другие особенности |
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы