5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
Вопросы:
- Как называется?
- Провокационный (показываем новую фигуру (овал) и спрашиваем: «Это круг?»)
- Чем похожи?
- Чем отличаются?
Осязательно-двигательное обследование. Плоские фигуры обследуем пальчиками, объемные ладошкой
Подсчет углов, сторон; сравнение по количеству.
Сравнение сторон, углов и осей по величине с помощью наложения, путем сгибания или использования условной мерки. Для сравнения углов по величине используется условная мерка, равная прямому углу.
Прокатывание фигуры.
Наложение одной фигуры на другую. При наложении обращается внимание на то, что фигуры отличаются наличием лишних кусочков.
Построение башенки (только для объемных предметов). Проверяем: можно поставить фигуры друг на друга или нет.
Прятанье в ладошки фигур (проверяем плоская или объемная фигура).
Создание формы предмета: рисование, закрашивание, вырезание плоских фигур, лепка и конструирование объемных фигур.
Упражнения на группировку.
- фигуры отличаются только по форме,
- фигуры разного цвета, размеров, пропорций.
Упражнения на создание фигуры из частей.
Дидактические игры.
- Нахождение фигуры по образцу («Найди свой домик», «Чей домик быстрее соберется», «Автомобили и гаражи»).
- Нахождение фигуры по названию («Чудесный мешочек», «Дай мне названную фигуру»).
- Нахождение фигуры по описанию (перечисление характерных свойств), «Отгадай».
- Составление фигур из частей (игры-головоломки: «Пифагор», «Танграмм», «Калумбово яйцо», активно используются в программе «Детство»).
Выкладывание фигур из палочек.
На первом этапе в средней группе предлагаются палочки одинакового размера, чаще всего счетные, нельзя использовать спички.
Виды заданий:
1. Построить треугольник, квадрат, прямоугольник. После формулировки задания анализируем фигуры и выясняем, сколько сторон, углов, равны ли стороны, сколько надо взять палочек. Если у детей возникают сложности, то дается индивидуальный образец.
2. Провокационное задание: выложить круг из палочек (нельзя – у круга нет сторон).
3. Задание занимательного характера на смекалку: выложить два треугольника из пяти палочек.
На 2-ом этапе (старшая группа). Кроме палочек одинаковой длины предлагаем палочки разной длины:
- построй фигуры разные по величине;
- построй треугольники с разными по длине сторонами;
- построй трапецию, ромб.
Предварительно детям задаются вопросы (как на первом этапе).
Задания на смекалку:
- как получить из прямоугольника трапецию. Предложить одну палочку, чтобы получилась другая фигура.
- можно предложить выложить домик, кораблик и т.д.
Методы показа отличия плоских и объемных фигур:
- Накрываем прямой ладошкой фигуру на столе. Если ладошка касается стола – фигура плоская, если нет – объемная. Или: если фигура прячется в ладошках, то она плоская, если нет – объемная. Плоские фигуры – это «письма», а объемные «посылки», не помещающиеся в почтовую прорезь.
- Применяется подсчет углов (например, у квадрата – 4, а у куба – 8).
- Плоские фигуры можно изобразить на листе бумаги в процессе рисования или аппликации, а объемные – в процессе лепки или конструирования из бумаги или строительных деталей. Если надо нарисовать объемный предмет, то его изображаем в виде соответствующей плоской фигуры.
Замечания о прямоугольнике.
1. Вначале отличие прямоугольника и квадрата показывается путем наложения. У квадрата выступают кусочки, значит фигуры разные.
2. У квадрата все стороны равны, а у простого прямоугольника соседние стороны не равны. Проверяем это одним из следующих приёмов:
- сгибание листа до совмещения соседних сторон;
- использование условной мерки.
Важно, чтобы дети понимали, что квадрат является прямоугольником. Можно сказать, что квадрат - волшебный прямоугольник (все стороны равны). В старшей группе проводится обобщение понятия «прямоугольник», предварительно поясняется понятие «прямой угол». Сначала уточнятся, что такое угол.
Показываем и называем, что этот кусочек плоскости – угол (часть плоскости между сторонами, имеющими общую точу).
Для того чтобы дать представление о прямом угле, рассматривается 2 картинки:
1 . Дерево растет ровно, прямо, значит между деревом и землей прямой угол.
2. Подул ветер, и дерево наклонилось. Дерево стоит не прямо, значит угол не прямой.
Далее рассматриваются различные фигуры, сравниваются и измеряются у них углы с помощью условной мерки. равной по величине прямому углу. Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.
Проводятся упражнения по прикладыванию мерки к углам разных фигур. Поясняется происхождение слова «прямоугольник»: «прямой» + «угол».
Упражнение: измерить углы у предметов в групповой комнате с помощью условной мерки.
Замечания об овале. Более точный способ показа отличия овала от круга – это измерение диаметров (осей). Пояснение понятия «диаметр»: «У круга и овала сторон нет, мы нарисуем линию внутри фигур через середину фигуры от одного края к другому. Эти линии называются «диаметрами». Приводятся примеры окружающих предметов, у которых имеется диаметр. Детей подводят к выводу: у круга – все диаметры равны между собой, а у овала – нет. Два способа измерение диаметров:
- с помощью условной мерки.
- сгибание по диаметру.
Замечания о ромбе. В старшем дошкольном возрасте показывается сходство и отличие между ромбом и квадратом. У обеих фигур 4 угла, 4 стороны, все стороны равны).
Отличие заключается в том, что у ромба не все углы равны. Это показывается при помощи условной мерки, равной прямому углу.
Знакомство с ромбом происходит в процессе аппликации и рисования.
Замечания о трапеции. В старшем дошкольном возрасте при сравнении трапеции с прямоугольником выделяются следующие отличия:
у трапеции не все углы прямые.
параллельные противоположные стороны у трапеции не равны (проверяется путем сгибания до совмещения противоположных сторон, либо путем измерения условной меркой).
у трапеции 2 противоположные стороны наклонные (не параллельные).
Детям поясняется параллельность через показ того, что расстояние между сторонами прямоугольника одинаково, а между сторонами трапеции нет. Приводим примеры параллельности: электропровода, рельсы, предметы мебели.
Затем трапеция сравнивается с треугольником (крыша бывает разной формы). Отличия: у треугольника 3 угла и 3 стороны, а у трапеции 4 угла и 4 стороны.
На занятиях по аппликации показываются способы получения трапеции сначала из прямоугольника, а затем из треугольника.
Замечания о цилиндре. В среднем дошкольном возрасте цилиндр сравнивается с шаром и кубом. Сначала показывается, чем похож и чем отличается цилиндр от шара, а затем – от куба.
Цилиндр для сравнения с шаром кладется на бок, и выделяются сходства фигур:
боковая поверхность обеих фигур не имеет препятствий.
шар и цилиндр катятся.
если положить шар на шар и цилиндр на цилиндр, то башенка не получается.
Затем цилиндр переворачивается на основание, так он на шар не похож (есть препятствие, не катится, башенку из цилиндров можно построить). Обращается внимание, что в таком положении он похож на куб. Делается вывод: цилиндр – хитрая фигура, если лежит на боку – похожа на шар, если стоит на основании, то – на куб.
В старшем дошкольном возрасте цилиндр сравнивается с овалоидом в процессе лепки. Сначала выясняется, чем похожи эти фигуры. Затем показывается единственное отличие: если цилиндр стоит на основании, то он устойчив, а овалоид неустойчив в любом положении. Существуют также отличия в приемах лепки.
Замечания о конусе. Отличия конуса от цилиндра:
из цилиндров можно построить башенку; а из конусов – нельзя;
цилиндр катится вперед – назад, конус – по кругу;
у цилиндра и пол, и потолок имеют форму круга;
толщина цилиндра внизу и вверху одинаковая, конус внизу толстый, а вверху тоненький.
В старшем дошкольном возрасте детям предлагаем сравнить с конусом пирамиду и треугольную призму.
Отличие пирамиды от конуса:
у пирамиды ребристая боковая поверхность.
основание у конуса – круг, у пирамиды – многоугольник.
Отличие конуса и треугольной призмы:
поверхность у призмы негладкая, ребристая,
призма не катится,
у треугольной призмы 2 острые вершины, когда лежит на боку.
у треугольной призмы основание другой формы,
разное количество вершин.
Конус и треугольная призма похожи тем, что обе фигуры используются как крыша.
Замечания о призме. Знакомство с призмой происходит в старшем дошкольном возрасте на основе сравнения с кубом (аналогично как сравнивались прямоугольник с квадратом).
Отличия: все ребра (стороны) куба равны, а у призмы общего вида соседние ребра не равны (измеряются условной меркой).
К концу старшего дошкольного возраста показываются отличия четырехугольной и треугольной призм:
основания у четырехугольной призмы имеет форму четырехугольника, а у треугольной призмы – треугольника. Поэтому они по-разному называются.
четырехугольная призма устойчива (можно построить башенку), если лежит на боковой грани, а треугольная – нет. Эта фигура используется как крыша в конструировании.
Замечания об овалоиде. Отличия овалоида и шара – различные приемы в лепке фигур: шар – раскатывание круговыми движениями, овалоид только вперед – назад. Показывается, что у них разная толщина (обычно на лепке). Возможны 2 способа:
условная мерка – палочка. Если проткнуть шар по вертикали и горизонтали, то толщина – одинаковая. Если проткнуть овалоид, толщина разная.
с помощью ниточки – условной мерки – можно обмотать шар сначала по вертикали, а затем по горизонтали, длина ниточки – одинаковая. Для овалоида понадобиться ниточка разной длины.
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы