1.1 Общая характеристика содержания
Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.
Какая задача должна ставиться в той или иной группе, следует из возрастных особенностей восприятия ребенком математических представлений.
Образовательный стандарт дошкольного образования (2010 год) в направлении «Познавательное развитие. Элементарные научные представления (предматематика), составитель И.В. Житко» определяет следующие компетенции детей по возрастам.
1–2 года
Количество:
умение различать группы предметов, представленные единично и множественно (ведение в активный словарь слов «один» и «много»).
Величина:
сравнение и на этой основе различение больших и маленьких предметов.
Ориентировка в пространстве:
начальные представления о собственном теле (показывать на себе, взрослом, кукле части тела: голова, руки, ноги, живот, нос, рот, глаза, уши, щеки, пальцы и др.)
2–3 года
Количество:
умение различать группы предметов, представленные единично и множественно (обозначать группы предметов словами «один» и «много», находить их на своем столе, в отдельных местах помещения, самостоятельно создавать группы, отвечать на вопрос словами «один» и «много»);
умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие между предметами наложением, приложением (устанавливать отношение «один» – «один»);
введение в пассивный словарь детей числительных «один», «два», «три» без счета;
различение групп из 1, 2, 3 предметов без счета.
Величина:
умение сравнивать предметы по величине и обозначать словами «больше» – «меньше» результат сравнения, обозначать словами «большой», «маленький» величину предметов
Ориентировка в пространстве:
умение ориентироваться на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу);
умение ориентироваться на себе (показывать на себе и называть части тела, детали частей тела);
умение ориентироваться в знакомом помещении.
Геометрические фигуры:
знакомство (назвать и показать) с различными по цвету и величине геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.;
действия с фигурами, группировка их заданному признаку (цвету или величина, или форме).
Ориентировка во времени:
знакомство с частям суток (утро, день, вечер, ночь), временами года (зима, лето, весна, осень) на основе характерных действий детей в эти отрезки времени, ярких проявлений живой и неживой природы.
3–4 года
Количество и счет:
умение устанавливать отношения между группами предметов практическим путем (наложение, приложение, графическое соотнесение); отвечать на вопрос «Сколько?» словами «много», «один», «два», «три» (без счета);
умение отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «столько-сколько», «поровну», «одинаково»;
упражнение в нахождении групп предметов «много» и «один» в обстановке знакомого помещения.
Величина:
умение называть и показывать параметры величины предмета (длина, ширина, высота, толщина) и величину в целом;
умение сравнивать предметы по параметрам величины (длина, ширина, высота), по толщине и величине в целом наложением, приложением; обозначать результат сравнения словами «длиннее − короче», «шире − уже», «выше − ниже», «толще − тоньше», «больше − меньше»;
называть величинные характеристики «длинный», «короткий», «низкий», «высокий», «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий», «большой», «маленький».
Геометрические фигуры:
умение различать, называть и обследовать осязательно-двигательным путем геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр.
Ориентировка в пространстве:
умение ориентироваться на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу);
умение ориентироваться на себе, выделяя правую и левую стороны;
ориентировка от себя в ближайшем (на расстоянии вытянутой руки) пространстве.
Ориентировка во времени:
части суток (утро, день, вечер, ночь), времена года (зима, лето, весна, осень) на основе характерных действий детей в эти отрезки времени, ярких проявлений неживой природы.
4–5 лет
Количество и счет:
умение сосчитывать группу предметов количественным счетом (до 10);
знакомство с цифрами;
умение считать порядковым счетом;
умение устанавливать отношения между группами предметов практическим путем (наложением, приложением, графически);
умение устанавливать отношений между группами предметов опосредованно (через число, полученное в результате счета);
Развитие умения находить единичные и множественные группы предметов и явлений в окружающем пространстве.
Величина:
умение сравнивать предметы по величине;
умение строить сериационные (упорядоченные ряды) и словами описывать отношения по величине между элементами этих рядов.
Ориентировка в пространстве:
Развитие умения ориентироваться на листе бумаги (в середине − центре листа, вверху посередине, внизу посередине, справа, слева, между, в уголках вверху, в уголках внизу);
умение ориентироваться от себя в окружающей обстановке.
Геометрические фигуры и форма предметов:
умение различать, называть и обследовать геометрические фигуры осязательно-двигательным путем под контролем зрения;
определение формы предметов без деталей, называние ее.
Ориентировка во времени:
Развитие представлений о последовательности частей суток, времен года;
Развитие представлений о смене суток (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
5–6 лет
Количество и счет:
знакомство с образованием числа (до 10);
знакомство с цифрами;
Развитие умения определять связи и отношения между смежными числами (в пределах 10);
упражнение детей в порядковом и количественном счете.
Величина:
умение строить сериационные (упорядоченные) ряды и словами описывать отношения по величине между элементами этих рядов;
измерение величин с помощью условной мерки.
Ориентировка в пространстве:
умение ориентироваться на листе бумаги (центр, середина сторон, углы);
умение ориентироваться от других объектов, умение описывать пространственные положения, используя различные предлоги.
Геометрические фигуры и форма предметов:
Развитие умения определять форму предметов;
умение различать и называть геометрические фигуры.
Ориентировка во времени:
представление о днях недели, их последовательности;
знакомство с месяцами года, их последовательностью;
Развитие представлений о смене суток (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
В программе «Детство» раздел «Первые шаги в математику» (составитель З.А. Михайлова) практически не отличается от вышеизложенной программы. В программе «Детство» дополнительно формируются новые представления об алгоритме. Весь материал разбит на следующие разделы: свойства, отношения, числа, принцип сохранения, алгоритмы. Из геометрических представлений предлагается знакомство только с кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, трапецией, шаром, кубом и цилиндром.
В программе «Радуга» раздел «Математика» составила Е.В. Соловьева. Содержание на разделы не поделено. Задачи делятся на 3 уровня: обязательные задачи для всех детей; зона ближайшего развития; задачи, которые дети пока не в состоянии усвоить, но им интересно об этом узнать.
В программах есть задачи по развитию логического мышления, но в наибольшем объеме они присутствуют в программе «Радуга». В программе «Радуга» более сложные, чем в других программах дидактичесие задачи. Например, в программе «Радуга», предлагается знакомить с внешним видом, названием и разверткой правильных многогранников, с разными видами линий, предлагают учить детей операциям деления и умножения, знакомить с отрицательными числами.
- Содержание
- Предисловие
- Программный материал
- 1 Содержание учебного материала
- Тема 3. Значение, цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста
- Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством
- Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы
- Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве
- Раздел IV. Методические системы ознакомления детей
- Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете
- Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа
- Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий
- Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин
- Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста
- Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин
- Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки
- Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника
- Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений
- 2 Примерный тематический план
- Часть курс лекций
- 1 Содержание предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика содержания
- 1.2 Предлогическая подготовка
- 6.3 Докомпьютерная подготовка
- 2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников
- 3 Множество. Число. Счет
- 3.1 Из истории развития количественных представлений
- 3.1.1 Этапы исторического развития числа
- 3.1.2 Основные идеи количественной и порядковой теорий
- 3.1.3 Нумерации
- 3.1.4 Системы счисления
- 3.2 Теория множеств
- 3.2.1 Множество. Отношения между множествами
- 3.2.2 Операции над множествами
- 3.2.3 Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 3.2.4 Отношения эквивалентности и порядка
- 3.2.5 Разбиение множества на классы
- 3.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- Представления о множестве объектов
- 3.3.2 Развитие у детей деятельности счета
- 3.3.3 Развитие понятия числа
- 3.3.4 Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 3.4 Методика развития количественных представлений
- 3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)
- 3.4.2 Развитие представлений о множественности
- 3.4.3 Развитие умения выделять 1 и много предметов
- 3.4.4 Развитие умения сравнивать две группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного
- 3.4.6 Методика обучения отсчитыванию предметов (4–6 лет)
- 3.4.7 Методика обучения порядковому счету (4–6 лет)
- 3.4.8 Методика ознакомления с цифрами (3–5 лет)
- 3.4.9 Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5–6 лет)
- 3.4.10 Развитие представлений о составе целого множества из частей (5–6 лет)
- 3.4.11 Развитие представлений об отношениях между
- 3.4.12 Развитие понимания сохранения количества (4–6 лет)
- 3.4.13 Обучение счету предметов с помощью различных
- 3.4.14 Обучение делению предметов на равные части (4–6 лет)
- 3.4.15 Развитие умения находить элементы пересечения, объединения, разности двух множеств
- 3.4.16 Различные подходы к содержанию и методам развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 4 Величины. Сравнение. Измерение
- 4.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 4.2 Понятие величины, свойства однородных величин
- 4.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей
- 4.4 Методика развития представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)
- 4.4.2 Развитие умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3–4 года)
- 1 Этап. Прием приложения.
- 4.4.3 Сравнение двух предметов по массе (2–5 лет)
- 4.4.4 Развитие умения упорядочивать более двух предметов по размеру и массе (2–6 лет)
- 4.4.5 Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (4–5 лет)
- 4.4.6 Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5–6 лет)
- 4.4.8 Развитие умения сравнивать предметы по трем измерениям (5–6 лет)
- 4.4.9 Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5–6 лет)
- 4.4.10 Различные подходы к содержанию развития представлений о величине у детей
- 5 Форма. Геометрические фигуры
- 5.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 5.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 5.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов
- 5.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами
- 5.3.2 Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур
- 5.3.3 Пример ознакомления с кругом.
- 5.3.4 Различные подходы к содержанию и методам развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 6 Ориентировка в пространстве
- 6.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 6.2 Методика развития умения ориентироваться в пространстве
- 6.2.1 Развитие умения различать правую и левую стороны тела (3–4 года)
- 6.2.2 Развитие умения ориентироваться относительно себя (3–5 лет)
- 6.2.3 Развитие умения двигаться в заданном направлении (4–6 лет)
- 6.2.4 Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5–6 лет)
- 6.2.5 Развитие умения ориентироваться относительно других объектов (4–6 лет)
- 6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)
- 6.2.7 Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 6.2.8 Различные подходы к содержанию и методам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 7 Ориентировка во времени
- 7.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 7.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 7.3 Методика развития умения ориентироваться во времени
- 7.3.1 Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)
- 7.3.2 Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени (3–5 лет)
- 7.3.3 Развитие представлений о последовательности временных единиц (4–6 лет)
- 7.3.4 Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год (5–6 лет)
- 7.3.5 Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»
- 7.3.6 Различные подходы к содержанию и методам развития временных представлений у детей дошкольного возраста
- 8 Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- Знакомство с величиной
- Геометрические фигуры
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
- 9 Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- Из истории развития методики формировапния математических представлений у детей дошкольного возраста
- Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
- Практическое занятие № 3 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организацыи процесса предматематической подготовки дошкольников
- Практическое занятие № 4 Понятия. Умозаключения
- Практическое занятие № 5 Множество. Число. Цифра
- Практическое занятие № 6 Геометрические фигуры
- Практическое занятие № 7 Величины, их свойства. Измерения величин
- Практическое занятие № 8 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 9 Методика обучения разным видам счета. Знакомство с числами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Лабораторное занятие № 1 Методика развития у дошкольников представлений о множестве
- Практическое занятие № 11 Методика обучения обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия.
- Практическое занятие № 12
- Методика обучения построению сериационных рядов.
- Развитие глазомера
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 14 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 4 Методика развития представлений о величинах и способах их сравнения
- Лабораторное занятие № 5 Методика развития представлений о способах измерения величин и закономерностях, вытекающих из отношений между величинами
- 4. Составление собственного конспекта комплексного занятия. Практическое занятие № 16 Методика развития представлений о форме предметов и объёмных геометрических фигурах
- Лабораторное занятие № 6 Методика ознакомления детей с трансфигурацией, обучение конструированию фигур из палочек
- Практическое занятие № 17 Методика развития пространственных представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 7 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве у дошкольников
- Практическое занятие № 18 Методика развития умения ориентироваться во времени
- Лабораторное занятие № 8 Развитие умения ориентироваться во времени
- Практическое занятие № 19 Развитие математических представлений через игру
- Лабораторное занятие № 9 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников
- Практическое занятие № 20 Методика обучения математике детей 6-летнего возраста
- Практическое занятие № 21 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников
- Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения
- Практическое занятие № 24 Организация развлечений с математическим содержанием и самостоятельной творческой деятельности детей
- Практическое занятие № 25 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников
- Лабораторное занятие № 10 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов
- Список индивидуальных заданий (проектов)
- Часть V контрольные тесты*
- 1. Теоретические основы развития
- Часть V схемы и образцы
- 2. Схема и образец обучающей ситуации (в разных видах деятельности вне занятий)
- 3. Схема и образец комплексного занятия
- Список литературы