logo search
1 Будько Т

3.4.1 Развитие умения группировать предметы (2 – 5 лет)

1 этап. Выделение, нахождение и называние признаков предметов.

Сначала учат группировать по одному признаку, при этом все остальные признаки должны отсутствовать или быть несущественными для детей. Признак, по которому предлагается группировка предметов, усложняется с возрастом (цвет – название – величина – форма – количество –характерные функции). Например:

- все машинки поставьте на нижнюю полку, а куклы – на верхнюю (по названию);

- у детей геометрические фигуры одного цвета, но разной формы, надо построить башенки только из кубиков (или цилиндров).

2 этап. Группировка по 2–3 и более признакам.

При этом предметы должны отличаться только по этим признакам или другие признаки должны быть несущественны. Например:

- взять для постройки красные большие кубики (а фигуры отличаются по форме, цвету, величине);

- построить цепочку так, чтобы фигура отличалась по величине и форме.

3 этап. Группировка предметов по образцу.

Признаки словесно не указываются, предметы должны отличаться по нескольким признакам, дети должны сами найти общие признаки и провести группировку.

Например: принести на стол вот такие игрушки.

4 этап. Группировка по заданному признаку.

Предметы отличаются по нескольким признакам, но указывается лишь один.

Наиболее легкие признаки – цвет и название. Наиболее сложные – функции предмета. Например:

- назвать предметы формы круга;

- собрать и положить в тазик игрушки, которые можно мыть.