logo search
1 Будько Т

4.4.1 Развитие умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (2–4 года)

Педагог сам должен всегда использовать название конкретных протяженностей для обозначения величины предмета. Для детей младшего дошкольного возраста наглядный материал по сравниваемому признаку должен быть очень контрастным.

Приемы показа:

Длину обычно показывают слева направо по горизонтали (или по смыслу).

Ширину следует показывать снизу вверх по сагитали (поперечная ось).

Высоту – снизу вверх по вертикали.

Глубину – сверху вниз по вертикали.

Толщину – по окружности сечения.

Замечание о признаке «толщина». Исходя из того, что толщина ассоциируется с диаметром, а диаметр есть у округлых предметов, то для развития представлений о толщине необходимо брать предметы округлой формы, лучше всего цилиндрической. О предметах формы прямоугольного параллелепипеда говорят, что они имеют длину, ширину, высоту, т.е. толщину не имеют. Если предметы имеют две протяженности: длину (или высоту) и толщину, то они годятся для развития представлений о толщине. В некоторых пособиях («Математика в детском саду» Марии Фидлер и др.) предлагается наглядный материал, который называется логические блоки (блоки Дьенеша). С помощью логических блоков нельзя формировать представление о толщине. Авторами предлагаются плоские фигуры: треугольник, круг, прямоугольник, квадрат. Плоские геометрические фигуры не имеют толщины. Если допустить, что мы «утолстили» круг, то это будет цилиндр с определенной высотой.

У плоских предметов есть только длина и ширина, а высоты нет, но у плоскостного изображения объемных предметов может быть высота.