logo search

§ 1. Задачи и условия эстетического развития

Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер. Эмоциональная сфера является средством регуляции поведения и высших психических функций, становления личностных качеств дошкольника, Эстетическое развитие в дошкольном возрасте способствует формированию творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, искусстве, быту. Работа по эстетическому раз- витию глухих и слабослыщащих детей требует специального внимания со стороны взрослых, так как присущее данной категории детей своеобразие познавательной, эмоциональной и речевой сферы снижает эмоционально-эстетическое воздействие окружающих предметов и искусства. Вместе с тем эстетическое воспитание имеет важное значение для обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха и коррекции отклонений (А. А. Катаева, М. Ю. Pay, Е. 3. Яхнина и других).

Понятие эстетическое развития включает в себя формирова­ние эстетического отношения к миру, в том числе и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а так­же художественное развитие детей средствами искусства. Эсте­тическое развитие — длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Он связан с освоением личностью эстети­ческой культуры общества и осуществляется различными путями и в различных формах. В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет воспитание, так как оно обеспечи­вает систематическую передачу эстетической культуры общества.

Можно выделить следующие задачи эстетического развития де­тей с нарушениями слуха, развитие эстетического восприятия, на­копление эстетических представлений и образов, формирование эстетических эмоций и чувств; развитие эстетического вкуса, оце­нок и суждений; освоение различных видов художественной деятель­ности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), разви­тие художественных способностей.

Задачи эстетического развития детей могут быть реализованы с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и создания в дошкольном учреждении условий, способствующих эмоционально-эстетическому воспитаний».

Важнейшим условием эстетического развития детей является сре­да, которая окружает детей: мебель, игрушки, растения, материалы для организации художественной деятельности в группе; участок детского сада, его оборудование, зеленые насаждения и др. Важное значение необходимо придавать эстетической стороне оформления дошкольных учреждений, которое выдерживается в едином стилет ^Расположение мебели, игрушек, книг, растений, рисунков и поде­лок дошкольников должно обеспечивать разнообразную деятель­ность детей. Следует избегать формального украшательства, исполь­зования игрушек и предметов лишь с целью оформления интерьера, недоступных или ненужных детям. Интерьер группы и детского сада не должен быть статичным, необходимо вносить изменения в расположение мебели, обусловленное возрастом и интересами де­тей, менять некоторые предметы, обновлять имеющиеся в группе произведения искусства. Важным в воспитательном отношении является использование в интерьере индивидуальных и коллектив­ных работ детей, привлечение к ним внимания родителей и других взрослых.

В группе организуются специальные зоны самостоятельной изоб­разительной деятельности, где располагаются необходимые матери­алы для свободной художественной деятельности.

Другим важным условием эстетического развития детей служат произведения прикладного искусства, художественная литература. В создании эстетической среды в детских садах используются произ­ведения различных видов и жанров (живопись, декоративные формы изобразительного искусства, литература). Несмотря на сложности восприятия музыки детьми с нарушенным слухом, ее также можно использовать в эстетическом развитии. Музыкальные игрушки ши­роко применяются в быту, в играх детей. Они ориентируются на звуко-высотные характеристики, ритмическую сторону звучаний. Музыка активизирует детей, создает бодрое, веселое настроение. Вос­питатели могут подобрать музыку для проведения утренней заряд­ки, подвижных игр и упражнений. Особое значение можно приобретать музыка во время организации праздников и дней рождения. В группах, где дети могут сочетать восприятие музыки с «танцевальными движениями» Особое эмоциональное состояние возникаем у слабослышащих детей в процессе сопровождения изобразительной деятельности музыкой, подобранной в соответствии с тематикой ри­сования. Однако само по себе наличие эстетической среды не опре­деляет эстетического развития. Основное значение имеет последова­тельная работа педагогов, направленная на формирование активной художественной деятельности детей и интереса и к ней.

Особое значение в плане эстетического воздействия на детей с нарушениями слуха имеет внешний облик окружающих людей. Так как у дошкольников преобладают зрительные впечатления, они вни­мательны к одежде, прическе, украшениям педагогов, всегда замеча­ют и эмоционально реагируют на новые элементы в одежде взрослых и детей. Поэтому взрослые должны следить за своим обликом и по­ведением, ведь дети подражают им в играх и поведении.