logo search
1 Будько Т

6.2.6 Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3–6 лет)

В трехмерном пространстве существуют 6 направлений: вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади. А в двухмерном – только 4 направления (отсутствуют направления: спереди, сзади).

1 этап (3–4 года). Сначала учат детей: где левая (правая) часть листа бумаги. Предлагается положить руки на лист бумаги: где левая рука – это левая часть листочка, а где правая рука – правая часть.

Виды упражнений: положить 1 пуговицу слева, много – справа, разложить предметы слева направо.

Затем показывают, что значит вверху, внизу листа, потом поясняют: вверху – это дальше от тебя, внизу – ближе к тебе.

Задание: вверху разложить треугольники, внизу – квадраты.

2 этап (4–5 лет). Виды упражнений:

- раскладывание определенного количества предметов

с права (слева, вверху, внизу),

- создание узора на плоскости. Варианты:

а) педагог диктует, какие предметы положить в каком месте;

б) детям дается готовая карточка, и дети описывают ее;

в) дети придумывают узор и описывают его.

Называя расположение предмета на плоскости, надо обязательно говорить: относительно чего мы его располагаем (например: вверху от треугольника; внизу всей плоскости)

Вопросы:

Игры:

Можно создавать узоры на аппликации и рисовании (открытка, домик, фартучек).

3 этап (5–6 лет). Детям предлагаются упражнения и игры с усложнениями. В узорах используется большее количество предметов, располагаются они в уголках. Детям поясняются такие сложные пространственные направления, как «левый верхний угол» (правый нижний угол): если предмет находится и вверху и справа, то говорим, что он находится в верхнем правом уголочке. Можно использовать цвет: вверху листа заштриховать полоску одним цветом, справа – полоску другим цветом, на пересечении штриховок получим правый верхний угол.

Упражнение: «Создание узора на бумаге в клеточку». Сначала проводятся подготовительные упражнения:

- поставить точку в указанном месте на бумаге (например, отступив 3 клеточки сверху и 2 – слева),

- провести линию определенной длины в указанном направлении (например, 3 клеточки слева направо).

Затем педагог диктует детям заранее продуманный узор, желательно, чтобы он был симметричным.

4 этап (5–6 лет). Детей учат переходить из трёхмерного пространства в двухмерное и наоборот, т.е. детей учат составлять схемы, план, а затем находить предметы в трёхмерном пространстве, ориентируясь на схему.

Подготовительные упражнения: детей знакомят с условными знаками. Затем детям предлагаются готовые условные знаки, которые они должны разложить на листе бумаги в соответствии с расположением предметов в 3-мерном пространстве.

Основные упражнения:

- нарисовать на схеме с помощью условных знаков предметы, расположенные в комнате или на участке,

- по готовой схеме расставить предметы.

Игры: «Обставь кукле комнату», «Дизайнер», «Найди секрет», «Разведчики», «Найди, что спрятано».

Например, звездочкой обозначено место, где спрятан секрет, стрелками – маршрут, по которому надо идти. Могут играть 2 команды: кто быстрее найдет.