logo search

§ 2. Классификации нарушений слуха

В основу ряда классификаций нарушений слуха положены раз­личные факторы.

Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждени­ях и школах для детей с нарушениями слуха является классифика­ция Л. В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком со­стоянии слуха. В основу определения степени снижения слуха по­ложены результаты исследования слуха методом тональной аудио-метрии и речью. Применительно к детям раннего и дошкольного возраста чаще всего применяется игровая тональная аудиометрия. Применение этой методики в работе с маленькими детьми (двух-трех лет) требует предварительной подготовки в виде выработки у них ус­ловно-двигательной реакции на звуковые сигналы (Э. И. Леонгард, Г. С. Лях, А. М. Марусева, Н. Д. Шматко и др.).

Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном

овладении речью. Однако остается возможность овладения с помо­щью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухос­ти Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три сте­пени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

В процессе определения степени тугоухости выявляются возмож­ности для восприятия речи на слух. При первой степени тугоухос­ти, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспри­нимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 м. При второй степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь восприни­мается на расстоянии до 1 м. При третьей степени тугоухости, т. е. потере слуха более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разго­ворной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.

Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние слуха Л. В. Ней­ман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой по классифика­ции Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при ко­торой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В. Нейман отмечает, что воз­можности, которыми располагают глухие дети для различения зву­ков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспри­нимаемых частот. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой часто­ты, т. е. 125-250 Гц;

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в ши­роком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Между группой глухоты и возможностями восприятия звуков су­ществует определенная зависимость. Дети с минимальными остатка­ми слуха (первая и вторая группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоя­нии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан). Глухие дети с лучшими остатками слуха (третья и четвертая группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, гром­кие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.). Глухие дети, отнесенные к третьей и чет­вертой группе, в состоянии различать речевые звучания — несколь­ко хорошо знакомых лепетных или полных слов.

Таким образом, все глухие дети имеют большие или меньшие ос­татки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важ­ную роль в процессе формирования устной речи.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей в медицин­ских учреждениях используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с этой классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.

1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;

2-я степень — от 40 до 55 дБ;

3-я степень ~- от 55 до 70 дБ;

4-я степень — от 70 до 90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Большое влияние на организацию дифференцированного обуче­ния, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплекто­вания групп в них, разработку путей обучения детей с различным со­стоянием слуха оказала педагогическая классификация Р. М. Боскис (1963). Опираясь на теорию Л. С. Выготского о первичных и вторич­ных отклонениях в развитии психики ребенка с дефектом слуха, Р. М. Боскис определила основные критерии, положенные в осно­ву педагогической типологии детей с недостатками слуха и харак­теризующие своеобразие их развития.

  1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рас­сматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недо­статка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухово­го анализатора приводит к проблемам речевого общения с помощью слуха. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психичес­кого развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклоне­ний в развитии, прежде всего в формировании речи.

  2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения). Своеобразие слухового анализатора состоит в его решающей роли для формирования речи. Невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письмен­ной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных мыслей в письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит пре­пятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни че­ловека.

  1. Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, на­рушение слуха препятствует естественному развитию речи; с дру­гой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Чем лучше речь ребенка, тем больше воз­можностей использования своего слуха.

  1. Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнооб­разна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню ре­чевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено сочетани­ем следующих факторов: 1) степенью нарушения слуха; 2) временем возникновения слухового дефекта; 3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового наруше­ния; 4) индивидуальными особенностями ребенка.

Каждый из этих факторов имеет принципиальное значение при оценке речи детей. Отмечается прямая взаимосвязь между сниже­нием слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем силь­нее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха может быть определяющим фактором в раз­витии речи при прочих равных условиях. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на формировании речи. Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до двух лет), приводит к полному ее отсутствию. Поте­ря слуха в возрасте от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает рас­пад речи, если не были предприняты специальные педагогические меры. У детей старшего дошкольного возраста в случае потери слу­ха речь может частично сохраниться. Однако без специальной пе­дагогической помощи она будет постепенно ухудшаться.

Педагогические условия, в которых находился ребенок после по­тери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития. Чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий снижения слуха, тем успешнее будет проходить разви­тие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, лич­ностном развитии. К условиям, определяющим успешное развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопроте­зирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразви-вающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи. Для речевого развития плохослыша-щего ребенка очень важен уровень психического развития, отсут­ствие дополнительных нарушений (задержка психического разви­тия, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи. Для речево­го развития имеют значение и личностные особенности ребенка с пониженным слухом: активные, общительные дети лучше овладе­вают речью, чем вялые, пассивные.

Ориентируясь на указанные принципиальные положения педа­гогической типологии, Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К первой группе отнесены дети, состояние слуха которых не со­здает возможности для спонтанного формирования речи (без спе­циального обучения).

В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория — дети без речи, родившиеся глухи­ми или потерявшие слух в период, предшествующий формирова­нию речи (примерно до двух лет) — это ранооглохшие дети. Вторая категория — дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, — это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей ха­рактеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослыша­щих детей. Первая категория — слабослышащие дети, которые к мо­менту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (от­дельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа — слабослышащие дети, владеющие развер­нутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматиче­ском строе, фонетическом оформлении.

На основании выделения различных групп детей с нарушения­ми речи Р. М. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выде­ленными категориями детей были созданы различные типы школ:

1) специальная школа для глухих детей; 2) специальная школа для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: первое — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глу­боким речевым недоразвитием.

Психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис имеет важное значение также для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

  1. Каковы основные причины снижения слуха у детей?

  2. Во время посещения детского сада для глухих или слабослышащих де­тей проанализируйте данные о развитии детей одной из групп; выясните при­чины снижения слуха. Определите соотношение различных причин снижения слуха (наследственные, врожденные, приобретенные) у детей этого возраста.

  3. Каковы основные теоретические положения педагогической классифика­ции Р. М. Боскис?

  4. Чем принципиально отличается развитие глухого ребенка от слабослы­шащего?

  5. Во время педагогической практики в детском саду для слабослышащих детей выясните, есть ли в старших возрастных группах позднооглохшие дети, уточните время снижения или потери слуха, охарактеризуйте их речевое раз­витие.

  6. Во время посещения детского сада для глухих или для слабослышащих детей проанализируйте данные аудиограмм детей по классификации Л. В. Ней­мана. Определите возможности восприятия речи в соответствии с данными аудиологического исследования.

  7. Во время педагогической практики в детском саду для слабослышащих детей проанализируйте данные аудиограмм, определите степени тугоухости у всех детей группы. Сделайте выводы о разнообразии состава детей по состоя­нию слуха в группах для слабослышащих.

Литература

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М, 1963.

Конигсмарк Б. В., Горлин Р. Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. - М., 1980.

Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. — Л., 1989.

Лях Г. С, Марусева А. М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. — Л., 1979.

Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М„ 1977.

Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у де­тей. - М., 1984.