logo search
1 Будько Т

2 Примерный тематический план

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество часов,

№ занятия

лекции

практические

занятия

лабораторные занятия

управляемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

4 семестр (96 часов)

44

28

10

14

Раздел 1. Психолого-педагогические основы формирования элементарных математи-ческих представлений у дошкольников

12

8

8

1.1

Тема 1. Характеристика методики формирования элементарных математи-ческих представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины

2 №1

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.3

1.2.4

Тема 2. Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольнога возраста

Этапы становления и развития теории и мето-дики формирования элементарных математи-ческих представлений у детей до школы.

Современные концепции предматематической подготовки дошкольников, их математического и логико-математического развития, развития математических способностей в работах отечественных и зарубежных педагогов.

Развитие математических способностей дошкольников. Организация и методика проведения развивающих игр (по Никитину).

Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста. Организация и методика проведения обучающих логико-математических игр у дошкольников.

2 №2

2 №3

  1. №4

2 №5

2 №1

2 №2

2 №1

2 №2

1.3

Тема 3. Значение, цель и задачи формиро-вания элементарных математических пред-ставлений у детей дошкольнога возраста.

2 №6

2 №3

1.4

Тема 4. Современные подходы к реализации педагагических принципов отбора содержа-ния и организации процесса предматема-тической подготовки дошкольников.

Гуманно-личнстный подход к образователь-ному процессу

2 №7

2 №8

2 №3

2 №4

1

2

3

4

5

6

Раздел II. Общие логико-математические основы формирования у дошкольников элементарных математических представлений

10

8

2.1

Тема 5. Понятия. Отношения. Математические рассуждения.

2 №9

2 №4

2.2

Тема 6. Основные математические понятия.

2.2.1

Множество. Число. Цифра

2 №10

2 №5

2.2.2

Геометрические фигуры

2 №11

2 №6

2.2.3

Величины, их свойства. Измерения величин

2 №12

2 №7

2.2.4

Из истории развития математических понятий

2 №13

Раздел III. Ознакомление детей разного возраста с множеством

6

2

2

2

3.1

Тема 7. Генэзис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы

2 №14

2 №5

3.2

3.2.1

3.2.2

Тема 8. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве

Группировка, классификация предметау и явлений по их свойствам.

Развитие элементарных представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятия «много» и «один», установление взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств, обучение группировке).

Развитие представлений о множестве у детей среднего и старшего дошкольного возраста (элемент, часть множества, операции над множествами, графическое изображение множества и его элементов).

2 №15

2 №16

2 №8

2 №1

Раздел IV. Методические системы ознакомления детей со счетом, вычислительной деятельностью, некоторыми математическими знаками

8

4

4

2

4.1

Тема 9. Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете

2 №17

2 №6

4.2

4.2.1

Тема 10. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами

Методика обучения разным видам счета (количественному, порядковому).

Счет с помощью разных анализаторов. Отсчитывание. Показ независимости числа от качественных и пространственных характеристик множества.

2 №18

2 №9

2 №2

1

2

3

4

5

6

4.2.2

Знакомство с цифрами Число как результат измерения. Деление целого предмета на равные части, представление о дробных числах.

2 №19

2 №10

4.2.3

Методика ознакомления детей с составом числа

2 №3

4.4

Тема 11. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий

2 №20

Раздел V. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравении и измерении величин

4

8

4

2

5.1

Тема 12. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста

2 №7

5.2

5.2.1

5.2.2

Тема 13. Методические подходы к развитию представлений о спосабах сравнения величин

Обучение обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине в целом. Построение сериационных рядов. Развитие глазомера.

2 №21

2 №11

2 №12

2 №4

5.3

5.3.1

5.3.2

Тема 14. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки

Познание эталонных величин: возможности и особенности использования условных мерок.

Обучение детей измерению величин.

Методические подходы к развитию у старших дошкольников восриятия и понимания простых функциональных зависимостей: между измеряемым объектом, мерой и результатом измерения. Усвоение детьми закономерностей, вытекающих из зависимостей между величинами: неиз-менность или изменение длины, массы, площади, объема в зависимости от изменения формы данной величины.

Формирование математических представлений через игру

2 №22

2 №13

2 №14

2 №5

5 семестр (74 часа)

32

22

10

10

Раздел VI. Содержание и методика развития у детей представлений о геометрических фигурах и форме предметов

6

4

2

2

6.1

Тема 15. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми раннего и дошкольного возраста

2 №23

2 №8

6.2

6.2.1

Тема 16 Современные методические подходы к развитию у дошкольников геометрических представлений

Обучение умению различать и называть геомет-рические фигуры, сравнивать и группировать их по разным признакам.

2 №24

2 №15

1

2

3

4

5

6

6.2.2

6.2.3

Формирование представлений об обобщающих понятиях. Упражнение детей в анализе форм предметов.

Ознакомление с трансфигурацией фигур, выкладыванием фигур из палочек.

2 №25

2 №16

2 №6

Раздел VII. Содержание и методика развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве

6

2

2

7.1

Тема 17. Генезис восприятия объектов в пространстве у детей раннега и дошкольного возраста

2 №26

7.2

7.2.1

7.2.2

Тема 18. Методика развития у дошкольников умення ориентироваться в пространстве

Различение детьми основных направлений от себя в статике и в движении. Развитие умения ориентироваться в пространстве на себе, относительно себя, относительно других объектов.

Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

Методические подходы к развитию у детей умений пространственного моделирования.

2 №27

2 №28

2 №17

2 №7

Раздел VIII. Развитие у дошкольников представлений о времени

4

4

2

2

8.1

Тема 19. Особенности восприятия времени детьми раннега и дошкольного возраста

2 №29

2 №9

8.2

8.2.1

8.2.2

Тема 20. Методические подходы к развитию у дошкольников представлений о времени и умения ориентироваться во времени

Обучение детей разного возраста различению частей суток, времен года, дней недели, месяцев, умению определять их последовательность.

Развитие представлений о понятиях «сутки», «неделя», «месяц», «год».

Освоение представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» на основе сменяемости трех суток.

Ознакомление с измерением времени. Развитие чувства времени.

Формирование математических представлений через игру

2 №30

2 №18

2 №19

2 №8

Раздел IX. Педагогические условия осуществления преемственности предматематической подготовки детей в учреждении дошкольного образования и школы, взаимодействия с семьей

4

2

1

2

3

4

5

6

9.1

9.1.1

9.1.2

Тема 21. Концепция содержания и методики работы с шестилетними детьми

Современные требования к обучению детей шестилетнего возраста. Содержательная характеристика образовательных программ начальной школы и учреждения дошкольного образования.

Методика работы с шестилетними детьми по обучению математике..

2 №31

2 №20

9.2

Тема 22. Технологии реализации преем-ственности предматематической подготовки детей в учреждении дошкольного образования и школы, взаимодействия с семьей

2№32

Раздел X. Организация процесса развития математических представлений у детей в учреждении дошкольного образования

12

10

4

6

10.1

Тема 23. Развивающая среда – источник и средство развития интереса к познанию маематической стороны окружающего мира.

2 №33

2 №10

10.2

10.2.1

10.2.2

10.2.3

Тема 24. Диагностика компетентности дошкольника в области предматематики

Диагностика уровня развития математических представлений у детей как одно из направлений педагогической диагностики. Значение, цель и задачи диагностики. Виды и типы педагогической диагностики.

Содержание показателей. Критерии оценки.

Средства диагностики. Требования к средствам и методам диагностики.

Методика диагностики уровня развития математических представлений у детей разных возрастных групп. Методика диагностики проявлений каждого показателя.

2 №34

2 №21

2 №10

10.3

10.3.1

10.3.2

Тема 25. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника

Современные требования к планированию. Принципы планирования: развитие ребенка в деятельности (деятельностный подход), системность и систематичность, концннтричность, экологизация, природосообразность, комплексность и др.

Традиционные и инновационные подходы к технологии планирования. Сравнительная характеристика разных вариантов содержания и оформления календарных и перспективных планов.

2 №35

2 №11

1

2

3

4

5

6

10.3.3

10.3.4

Планирование процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

Формы учета.

2 №22

10.4

Тема 26. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста

Основные дидактические средства, учебные пособия и материалы. Универсальные дидактические материалы: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, дидактические материалы М. Монтессори, Б.Никитина и другие.

2 №36

10.5

10.5.1

10.5.2

10.5.3

10.5.4

10.5.5

Тема 27. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений

Специфика организации разных форм разных видов деятельности дошкольников в разных возрастных группах: их отбор, способ организации детей, место проведения.

Специфика методов и приемов развития математических представлений у дошкольников в разных возрастных группах.

Организация самостоятельной детской творческой деятельности с математическим содержанием.

Варианты содержания и организации дополнительных образовательных услуг с математическим содержанием в учреждении дошкольного образования.

Разноуровневая работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений

2 №37

2 №38

2№23

2 №24

2 №25

2 №9

2 №12

Всего за год 170:

76

50

20

24