logo search
1 Будько Т

2 Формы организации развития математических представлений у дошкольников

Литература: [2, 3, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 26, 29, 34, 37, 39, 40, 46, 49, 58, 59]

Вопрос определения и выбора форм организации обучения математике детей дошкольного возраста в педагогической литературе остаётся не однозначным. Рассмотрим различные точки зрения по этому вопросу.

И.П. Подласый в учебнике по педагогике указывает, что форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. В.И. Логинова и П.Г. Саморукова в дошкольной педагогике формой обучения называют специально организованную деятельность обучающего и обучаемых, протекающую по установленному порядку и в определенном режиме. Заметим, что т.к. речь идет о детях разного возраста, то эти определения должны быть разными, но они практически ничем не отличается друг от друга. Основной формой организации обучения в школе считается урок, а в детском саду – занятие. Причём, по мнению В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина занятие отличается от урока лишь продолжительностью и структурой. Общепринято, что основной деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, а не учебная деятельность, поэтому, по нашему мнению, занятие в детском саду не может быть полным аналогом школьного урока.

С.А. Козлова и Т.А. Куликова считают, что обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание) и тех, кого обучают (учение). В этом учебнике обращается внимание на то, что учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности. Такое отождествление неправомерно. Существуют два вида учения. Один из них специально направлен на овладение знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой – приводит к овладению знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен. В дошкольном возрасте преобладает именно такой вариант обучения детей. Поэтому, по нашему мнению, в этом возрасте обучение детей математике должно включаться в другую деятельность и осуществляться в такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир, причем эта деятельность может не быть специально организованной и не протекать в определённом порядке и режиме.

Рассмотрим, какие формы организации обучения имели место в истории методики дошкольной математики. В первой половине 20 века В.А. Кемниц, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеева и Ф.Н. Блехер предлагали давать детям не готовые знания в области математических представлений, а развивать у них способность черпать эти знания из окружающей жизни самостоятельно. Считали, что обучение должно осуществляться в процессе повседневной жизни и игр детей, отрицали необходимость специально-организованного обучения.

В 50-е годы 20 века началась разработка теоретических основ дошкольного обучения, было предложено прямое обучение детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялось определенное место и время в режиме дня. А.М. Леушина разработала занятия для обучения детей математике в детском саду. Критикуя взгляды своих предшественников на формы организации обучения, она считала, что обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить одновременно всех детей, оно не обеспечивает систематизации приобретаемых знаний. Вместе с тем А.М. Леушина подчеркивала, что одна из важнейших задач воспитателя заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, полученные детьми на занятиях, использовались ими в разных жизненных условиях – в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях (рисовании, лепке, конструировании, на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по природе и развитию речи).

Л.С. Метлина в 80-е годы разработала конспекты занятий по математике для всех возрастных групп детей дошкольного возраста. Однако она также предлагала конкретные примеры для закрепления полученных знаний и умений в разных ситуациях в различных видах детской деятельности.

До 90-х годов считалось, что основной формой организации обучения математике дошкольников является занятие. Для обучения детей математике проводились занятия 1 раз в неделю (Программа воспитания и обучения в детском саду, 1988). З.А. Михайлова, говоря о формах обучения математике, подчеркивала, что занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. Кроме занятий ею перечислены такие формы обучения, как дидактические игры и самостоятельная познавательная деятельность. Заметим, что в данном учебном пособии для студентов пединститутов в параграфе о формах организации работы по предматематической подготовке дошкольников не говориться о возможности и необходимости развития математических представлений в разных ситуациях в различных видах детской деятельности.

Согласно современным образовательным программам, занятия не являются основной формой организации обучения дошкольников. Для развития математических представлений рекомендуются различные формы обучения, используемые комплексно.

В Образовательном стандарте дошкольного образования (Республики Беларусь) рекомендуется с целью предматематической подготовки детей раннего и дошкольного возраста использовать ситуации в повседневной жизни, продуктивные виды деятельности.

Программа «Радуга» предлагает следующие формы обучения математике: в процессе повседневной жизни, во время прогулок (игры с песком, водой, снегом, природным материалом), по ходу занятий продуктивными видами деятельности (рисование, лепка и др.), в процессе дидактических игр, на занятиях.

В программе «Детство» занятия называют учебно-игровой деятельностью. Занятия не считают основным средством работы с дошкольниками. Их количество и продолжительность строго не регламентируется. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации, место в режиме дня, исходя из общих дидактических требований. Считается, что занятия необходимы для: систематизации, углубления, обобщения личного опыта ребенка в усвоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют специальных условий и руководства со стороны взрослых. Согласно программе «Детство», обучение детей осуществляется в основном в повседневной жизни путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная деятельность, изобразительная, художественная, театральная деятельность, труд). Занятия представляют собой комплекс игр и упражнений, объединенных общим героем или темой.

По нашему мнению, при выборе форм обучения дошкольников математике, надо учитывать, что те математические представления, которые формируются в дошкольном возрасте, носят для детей прикладной характер. Математика нужна детям для ежедневной ориентировки в окружающем мире. Поэтому математика должна быть «растворена» в разнообразных видах деятельности.

Под формой организации предматематической подготовки детей дошкольного возраста будем понимать такую взаимную деятельность педагога и детей, которая способствует процессу познания обучающихся и направлена на получение ими новых и использование имеющихся знаний, умений, навыков.

Заметим, что в данном определении нет таких условий для деятельности, как «специально организованная и протекающая в определённом порядке и режиме».

В узком смысле слова «занятие» понимается как урок. «Занятие» в широком смысле − есть производное от слова «заниматься». Мы будем использовать термин «занятие» в широком смысле слова. Рассмотрим различные формы организации обучения детей математике.

Традиционные занятия (занятия-уроки) в настоящее время проводятся редко, в основном в старшей группе для показа новых способов действий, ознакомления с новыми свойствами и отношениями объектов.

На комплексных занятиях (например, математика с изобразительной деятельностью) на одном временном промежутке решаются задачи из разных разделов программы.

Комплексно-тематическое занятие – это комплексное занятие, имеющее тему.

Самостоятельная познавательная деятельность включает в себя:

- игры с дидактическим материалом,

- работу с тетрадью или книжкой (раскрашивание, вырезание и т.д.),

- выполнение занимательных упражнений: головоломок, игр с палочками (З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»).

Дидактические игры являются одной из основных форм организации обучения детей. Существует много сборников с дидактическими играми по математике таких авторов, как М.К. Сай, Е.И. Удальцова, Р.М. Миронова, Н.В. Седж и др.

Сюжетно-дидактические игры для закрепления математических представлений предложила А.А. Смоленцова в пособии для воспитателей «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» (1985).

Развивающие игры предложены З.А. Михайловой, Б.П. Никитиным.

Ситуации в повседневной жизни можно разделить на планируемые и стихийно возникающие. Задача педагога состоит в том, чтобы увидеть ситуацию и использовать ее с целью применения имеющихся у детей математических представлений.

Конспекты занятий по тетрадям на печатной основе (по индивидуальным тетрадям) разработаны: Т.И. Ерофеевой, Р.Л. Непомнящей, И.В. Житко, М.И. Моро и другими. Для дошкольников впервые такие тетради были разработаны в конце 60-х годов 20 века. Они предназначались в основном для родителей с целью подготовки детей к школе. В 90-х годах такие тетради были разработаны для массовых дошкольных учреждений. Все эти тетради предназначены на один год, их количество должно равняться количеству детей в группе. Индивидуальные тетради используются не на всех, а лишь на некоторых занятиях.

Все разработанные тетради отличаются друг от друга по яркости, красочности и художественности оформления. В одних тетрадях прямо на странице имеются 2–3 вопроса или задания, в других – предложено большее количество заданий для одной картинки, но записаны они в отдельной части тетради, например, на форзаце.

Для того, чтобы провести занятие по индивидуальной тетради, необходимо составить конспект по одной страничке (картинке). Составляя конспект занятия по индивидуальным тетрадям необходимо придерживаться определённых требований:

- все вопросы и задания должны быть сформулированы так, чтобы исключить хоровые ответы, т.е. так, чтобы дети выполняли эти задания в тетрадях,

- сформулировав вопросы и задания, необходимо также указать предполагаемые ответы и действия детей,

- проверяя правильность ответов детей, педагог может пройти по рядам, или дети могут поднять соответствующую цифру или фишку.

Схема конспекта занятия по индивидуальным тетрадям:

  1. Тема (лучше сюжетная).

  2. Источник (например, «Математика в картинках»), номер страницы.

  3. Возрастная группа.

  4. Программные задачи (в том числе задачи на развитие логического мышления).

  5. Этапы и методы решения программных задач.

Вводная часть: сюрпризный момент.

Основная часть: Объяснение. Вопросы и задания, предполагаемые ответы и действия детей.

Заключительная часть.

Преимущества занятий по индивидуальным тетрадям:

Обучение с помощью компьютера. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях существуют компьютерно-игровые комплексы (одно помещение – компьютерный класс, второе − комната психической и физической разгрузки). Для обучения детей с помощью компьютера разработаны специальные программы (например, программа «Дошкольник»).

Преимущества этой формы:

Если нарушать правила пользования компьютером, то работа на компьютере может принести отрицательный эффект. Ребенку 4–6 лет за компьютером можно находиться не более 10 мин., 1–2 раза в неделю (иначе у ребенка нарушается осанка, зрение, психика). Поэтому с помощью компьютера надо решать только те программные задачи, которые в других формах решаются менее эффективно.

Занятия в увлекательной форме подразделяются на сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные: занятия-сказки, занятия-путешествия, игры с элементами драматизаций, сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, праздники на определенную тему. Такие занятия могут проходить в музыкальном зале. В их содержание включается музыка, песни, танцы; детям могут предлагаться костюмы. В содержание занятий можно включать путешествия по нескольким сказкам, в экзотические страны, на Северный полюс. Целесообразно придерживаться сюжета сказки, меняя задания в сказках на задания математического характера. Сценарий праздника должен быть написан так, чтобы он не предусматривал репетиций для детей.

Бессюжетные: КВНы, викторины, спортландии (Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова). Две группы (или группа) детей делятся на команды. Содержание занятия состоит из нескольких эстафет, включающих математические задания.

Игровые комплексы появились в программе «Детство». Это – объединение нескольких игр и упражнений, в том числе логико-математических. Предполагается, что эти игры взаимосвязаны (например, общими героями).

Тематические комплексы предложены Т.С. Будько в методическом пособии «Развицце математических представлений у дошкольников», 1998). Тематический комплекс – это совокупность организованных, заранее продуманных разных видов деятельности, взаимосвязанных между собой и объединенных общей темой для совместного решения нескольких дидактических задач из разных разделов программы.

Тематический комплекс может длиться как традиционное занятие 15–25 мин., но, как правило, это спаренные 3–4 комплексные занятия, объединенные общей темой. Иногда тематический комплекс может длиться целый день, включать в себя различные режимные моменты. Тематический комплекс разбивается на блоки. В каждом блоке решаются программные задачи из разных разделов, в том числе и по математике, блоки связаны между собой по смыслу. Между блоками необходимо делать перерывы для самостоятельной деятельности детей.

Преимущества этой формы обучения: дети познают математические отношения в естественных условиях, процесс обучения идет незаметно для детей, все математические представления запоминаются легче и эффективнее, через определенный промежуток времени у детей легче вызвать воспоминания и ассоциации, т.к. эти представления связаны с определенной темой.

Требования к составлению конспекта тематического комплекса:

- не должно решаться слишком много дидактических задач,

- в конспекте тематического комплекса должны быть указаны дидактические задачи: по математике, музыкальному и физическому воспитанию, изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с природой,

- размещение детей на протяжении комплекса должно быть разнообразным: в групповой комнате сидя за столами, или полукругом на стульчиках, или сидя на ковре, может быть в физкультурном зале или на прогулке,

- необходимо следить за постоянной сменой расположения детей, следует чередовать физическую и умственную нагрузку,

- в качестве дидактического материала целесообразно использовать окружающие предметы,

- целесообразно использовать художественное слово, музыкальные произведения, сюрпризные и игровые моменты, в комплексе могут присутствовать дидактические игры, а также занимательный материал на смекалку.

В основном разделе конспекта тематического комплекса перечисляются методы решения программных задач. Для всего тематического комплекса должны быть общие вводная и заключительная части, а для каждого блока – ещё и свои вводная и заключительная части. Все блоки должны быть связаны друг с другом по смыслу и объединены общей темой. В каждом блоке: должны решаться задачи по математике в комплексе с другими дидактическими и развивающими задачами, должны быть четко сформулированы вопросы и задания детям, а также указаны предполагаемые ответы и действия детей.

Схема конспекта тематического комплекса

  1. Тема.

  2. Источник (может быть несколько или ни одного).

  3. Возрастная группа.

  4. Дидактические задачи: по предматематике, музыкальному и физическому воспитанию, изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с природой.

  5. Материал (целесообразно использовать окружающие предметы).

  6. Организация и размещение детей (сидя на ковре, на прогулке, в физкультурном зале).

  7. Опора на имеющийся опыт.

  8. Этапы и методы решения программных задач.

Для всего тематического комплекса должны быть единые вводная и заключительная части.

Все блоки должны быть связаны друг с другом по смыслу и объединены темой. В каждом блоке: должна быть своя вводная и заключительная части, должны решаться задачи по математике в комплексе с другими, должны быть четко сформулированы вопросы и задания детям (указаны предполагаемые ответы и действия детей), могут быть дидактические игры, занимательный материал.

Для того, чтобы дети осознали и прочно усвоили полученные математические представления, необходимо, чтобы выполняемая ими деятельность была им интересна и понятна. Интерес детей к изучению математики во многом зависит от формы организации обучения. Поэтому в настоящее время теоретики и практики дошкольного образования ищут наиболее оптимальные формы организации обучения.