18.9. Боль и другие ощущения в глазах
Боль — результат воспаления, травмы, высокого внутриглазного давления. Ощущение «песка в глазах» в сочетании со слезотечением возникает в результате конъюнктивита, попадания инородных тел, поверхностной травмы глаз.
Чувство тяжести в глазах возникает при небольшом повышении внутриглазного давления и вяло текущем иридоциклите.
Боль при движении глаз может быть результатом отека зрительного нерва, повышения внутричерепного давления и переутомления
Таблица 21 Нарушения показателей зрения при различной локализации патологического процесса Уровень поражения Причина нарушения Симптомы Световая чувствительность Оптическая система глаза Помутнение роговицы, хрусталика Ход кривой адаптации не меняется (рецепторный аппарат не нарушен) Рецепторный аппарат Первичный рецепторный процесс, гипоавитоминоз А, пигментная дегенерация сетчатки Снижена абсолютная чувствительность, кривая адаптации растягивается, дифференциальные световые пороги увеличиваются. Увеличивается дифференциальный порог колбочкового зрения на стимулы высокой яркости Нерв Неврит зрительного нерва Повышение абсолютных порогов, удлинение времени адаптации Наружное коленчатое тело, внутренняя капсула Травма, опухоль, сосудистые поражения Изменения абсолютной чувствительности непостоянны, после отека проходят, кроме локализации патологического процесса в области полной слепоты — скотомы Острота зрения Оптическая система глаза Нарушения регуля- торных механизмов аккомодации и конвергенции: спазм или слабость цили- арной мышцы, уплотнение и изменение эластичности хрусталика — травма, старение, инфекция, косоглазие Близорукость, дальнозоркость Сетчатка, зрительные центры Сосудистые нарушения, отек, отслойка сетчатки, травма, опухоль, кровоизлияние Сопутствующие изменения остроты зрения в сохраненных участках полей зрения
Окончание табл. 21 Уровень поражения Причина нарушения Симптомы Функциональные нарушения Эпилепсия, мигрень, истерия Скотома на время приступа Восприятие формы и объема объекта Роговица Врожденное или травматическое изменение кривизны (анизокария) Искажение изображения на сетчатке Мышцы глаза Органические и функциональные нарушения Косоглазие; двоение Затылочная, теменно-заты- лочная, височно-затылочная кора Травма, эпилепсия, острая мигрень . Нарушение глубины расположения объекта, уменьшение его размеров, искажение контуров объекта
глаз при напряженной зрительной работе (например, с компьютером).
Изменения зрачка связаны прежде всего с ответом на световое раздражение. Нормальная реакция зрачка на свет — сужение, в темноте зрачок расширяется (контролируется круговой мышцей). При конвергенции (схождении зрительных осей) зрачки сужаются, при дивергенции — расширяются. Диаметр зрачка связан также с видом рефракции глаза: при близорукости зрачки шире, при дальнозоркости — уже. Аккомодация к дальнему видению приводит к расширению зрачка, аккомодация к ближнему видению — к его сужению. При повышении внутриглазного давления зрачок расширяется. При контузии отмечается стойкое расширение или дрожание зрачка; клоническая судорога и ритмическое сокращение зрачка встречается при рассеянном склерозе, черепно-мозговой травме, эпилепсии, сифилисе мозга. Одностороннее расширение зрачка позволяет определить сторону повреждения головного мозга, а в ряде случаев и локализацию поражения.
Изменение цвета радужной оболочки зависит от количества расположенных в ней пигментных клеток — меланоцитов. У новорожденных детей радужка светлая, постепенно она темнеет. Изменение цвета радужки в течение жизни позволяет говорить о системных процессах в организме. Например, посветление радужки (рассасывание пигмента) возможно при глаукоме, склерозе глазных
и мозговых сосудов. Потемнение радужной оболочки бывает при ее хроническом воспалении (иридоциклит).
Рези в глазах ощущаются после перенапряжения цилиарной (ресничной) мышцы, которая обеспечивает аккомодацию. В некоторых случаях этот симптом свидетельствует о неправильном подборе очков.
Нарушение слезообразования наблюдается при нарушении функций слезной железы. Отмечают чувство инородного тела под верхним веком. Слеза приобретает густую консистенцию, становится тягучей, возникают жжение, зуд в глазах.
Нарушение слезоотведения возникает при повышенной функции слезной железы, при заращении слезных канальцев, воспалении в слезном мешке, препятствии в слезно-носовом канале, неправильном положении век относительно глаза — их завороте и вывороте, при действии холодного ветра.
Нарушение положения глаза в орбите: экзофтальм (пучеглазие) и эндофтальм (западение). В норме глаз находится на середине орбиты. Глазодвигательные мышцы тянут глазное яблоко внутрь к вершине орбиты. В правильном серединном положении глаз поддерживает опора — жировая подушка. Если она отекает, уплотняется, поражается опухолью, возникает экзофтальм. Обычно он является симптомом гормональных нарушений при заболеваниях щитовидной железы и гипофизарно-гипоталамической системы. Смещение глаза внутрь (назад) орбиты является результатом рассасывания жировой подушки при поражении шейной части симпатического нерва и возрастных изменениях.
Изменение положения верхнего века относительно глаза связано с тонусом симпатической нервной системы. Положение верхнего века относительно глаза контролируется мышцей, деятельность которой связана с симпатическим нервом.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания