logo search
1 Будько Т

1.1 Общая характеристика содержания

Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.

Какая задача должна ставиться в той или иной группе, следует из возрастных особенностей восприятия ребенком математических представлений.

Образовательный стандарт дошкольного образования (2010 год) в направлении «Познавательное развитие. Элементарные научные представления (предматематика), составитель И.В. Житко» определяет следующие компетенции детей по возрастам.

1–2 года

Количество:

Величина:

Ориентировка в пространстве:

2–3 года

Количество:

Величина:

умение сравнивать предметы по величине и обозначать словами «больше» – «меньше» результат сравнения, обозначать словами «большой», «маленький» величину предметов

Ориентировка в пространстве:

Геометрические фигуры:

Ориентировка во времени:

3–4 года

Количество и счет:

Величина:

Геометрические фигуры:

Ориентировка в пространстве:

Ориентировка во времени:

4–5 лет

Количество и счет:

Величина:

Ориентировка в пространстве:

Геометрические фигуры и форма предметов:

Ориентировка во времени:

5–6 лет

Количество и счет:

Величина:

Ориентировка в пространстве:

Геометрические фигуры и форма предметов:

Ориентировка во времени:

В программе «Детство» раздел «Первые шаги в математику» (составитель З.А. Михайлова) практически не отличается от вышеизложенной программы. В программе «Детство» дополнительно формируются новые представления об алгоритме. Весь материал разбит на следующие разделы: свойства, отношения, числа, принцип сохранения, алгоритмы. Из геометрических представлений предлагается знакомство только с кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, трапецией, шаром, кубом и цилиндром.

В программе «Радуга» раздел «Математика» составила Е.В. Соловьева. Содержание на разделы не поделено. Задачи делятся на 3 уровня: обязательные задачи для всех детей; зона ближайшего развития; задачи, которые дети пока не в состоянии усвоить, но им интересно об этом узнать.

В программах есть задачи по развитию логического мышления, но в наибольшем объеме они присутствуют в программе «Радуга». В программе «Радуга» более сложные, чем в других программах дидактичесие задачи. Например, в программе «Радуга», предлагается знакомить с внешним видом, названием и разверткой правильных многогранников, с разными видами линий, предлагают учить детей операциям деления и умножения, знакомить с отрицательными числами.