19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании очков и соответственно от возможности использования зрительной системы при обучении выделяют следующие группы:
- слепые (незрячие) — дети с полным отсутствием зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков), либо сохранившие способность к светоощущению;
- абсолютно (тотально) слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
- частично (парциально) слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность выделять фигуру из фона) с остротой зрения от 0,01 до 0,04;
- слабовидящие - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2; зрительная система остается основным источником восприятия информации и может использоваться в учебном процессе, включая чтение и письмо.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории слепых детей:
- слепорожденные - с врожденной тотальной слепотой или ослепшие до 3 лет; они не имеют зрительных представлений, их развитие осуществляется в условиях полного выключения зрительных функций;
- ослепшие — утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Анализ причин нарушений зрения показывает, что слабовидение в 92 % случаев и слепота в 88 % случаев имеют врожденный характер. Среди причин слепоты заметна тенденция роста врожденных аномалий развития зрительной системы.
Около 30 % врожденных аномалий зрения имеют наследственные причины (глаукома, атрофия зрительного нерва, близорукость). В качестве генетических факторов могут быть: нарушение обмена веществ (проявляется в альбинизме), врожденный анофтальм (отсутствие
глаза); микрофтальм (врожденная аномалия развития глаза, выраженная в уменьшении всех его размеров; наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговицы; врожденные катаракты, патология сетчатки).
Аномалии зрения могут возникать в результате патологии беременности, перенесенных матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи пр.
Врожденные нарушения зрения могут быть обусловлены патологическими факторами во вторую половину беременности, во время родов и в ранний послеродовой период. К этим факторам относят: асфиксию (гипоксию), родовую травму, желтуху новорожденных, недоношенность, внутриутробные инфекции.
Асфиксия, или, правильнее, гипоксия, новорожденных имеет место у 5 % родившихся детей. Она включает комплекс биохимических, гемодинамических и клинических проявлений, развивающихся под влиянием остро и подостро протекающей кислородной недостаточности. Асфиксия может быть обусловлена заболеваниями матери и плода. К заболеваниям матери, вызывающему нее кислородную недостаточность и соответственно уменьшающим поступление кислорода к плоду, относят хроническую патологию бронхолегочной, сосудистой систем, тяжелую анемию (малокровие) и др. К заболеваниям плода, обусловливающим у нею гипоксию, относят внутриутробные инфекции, тяжелые формы желтухи новорожденного и пр.
Каким же образом асфиксия оказывает влияние на зрение ребенка? В периоде новорожденности поражение органа зрения может вызвать: (1) изменения придатков глаз, (2) собственно глазного яблока и (3) проводящих и корковых отделов зрительного анализатора. Изменения придатков глаз, которые выражаются в кровоизлияниях в толщу век и под конъюнктиву, быстроприходящи и на зрение впоследствии не влияют. Поражения глазного яблока заключаются в кровоизлияниях в сетчатку глаза. Вскоре после рождения ребенка эти кровоизлияния в подавляющем числе случаев рассасываются без следа, однако они могут изменить способность сетчатки четко видеть предметы. В таком случае у ребенка снижается зрение без видимых на то причин со стороны глаза, так как сетчатка выглядит неизмененной. Окулисты долго и не всегда успешно лечат ребенка с пониженным зрением, не подозревая, что причина заболевания лежит в обстоятельствах внутриутробного развития.
Изменения коркового и проводникового отделов зрительного анализатора описаны многими исследователями. Известно, что у 20 - 25 % детей, перенесших тяжелую степень гипоксии, могут быть выявлены аномалии развития головного мозга. Особенно чувствительны к гипоксии моторные и зрительные зоны коры головного мозга. В тех случаях, когда грубые морфологические изменения
головного мозга локализуются в проекции зрительных путей, страдает зрение. Даже при 3 —5-минутной длительности гипоксии может наступить корковая слепота.
Для органа зрения имеют значение (1) повреждения защитного аппарата глаз, (2) глазного яблока, (3) головного мозга. Первые два могут понизить зрение ребенка, но обычно они обратимы. Повреждения головного мозга приводят к так называемым церебральным зрительным поражениям в том случае, если дегенеративные изменения вещества головного мозга локализуются в проекции зрительных путей.
Желтухи новорожденных подразделяют на физиологические и патологические. Первые носят преходящий характер и бесследно исчезают в периоде новорожденное. Патологические желтухи новорожденных связаны с избыточным разрушением (гемолизом) красных клеток крови (эритроцитов), нарушением превращения пигмента эритроцитов в конечный продукт — билирубин. Одна из причин избыточного гемолиза эритроцитов — иммунологический конфликт между кровью матери и плода по резус-антигену. Билирубин накапливается в крови новорожденных, а затем в их головном мозгу. При патологических желтухах могут поражаться зрительные пути, а также ядра глазодвигательных нервов, что приводит к снижению остроты зрения или к косоглазию.
Недоношенность — это тот неблагоприятный фон, на котором тяжелее протекают асфиксия, родовая травма, внутриутробные инфекции. Дети, родившиеся недоношенными, особенно при массе тела при рождении менее 1 200 г — потенциальные пациенты офтальмолога в связи с высокой частотой у них врожденной близорукости и косоглазия. Наиболее тяжелая патология глаз детей, рожденных недоношенными, — ретинопатия недоношенных.
Недоношенными, по данным Всемирной организации здравоохранения, рождается до 16 % детей. В нашей стране их удельный вес составляет 7-15 % общего числа родившихся. Недоношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности менее 37 недель, с массой тела 2 500 г и менее и длиной тела 45 см и менее.
Внутриутробные инфекции — это инфекционные заболевания и процессы, которые вызываются возбудителями, проникшими в плод от инфицированной матери до наступления родов или при прохождении ребенка через родовые пути.
Среди внутриутробных инфекций, имеющих наибольшее значение для возникновения офтальмопатологии, выделяют следующие.
1. Токсоплазмоз - инфекция вызывает поражение головного мозга и глаз у 8—10 % детей; инфицирование происходит на ранних этапах развития, что приводит к воспалению сосудистой оболочки и сетчатки глаза (хориоретинит) и гидроцефалии (водянке)
головного мозга. В связи с тем что воспалительные очаги при хориоретините локализуются чаще всего в центральной зоне сетчатки — в области желтого пятна — зрение у ребенка резко снижено, вплоть до слепоты. Вследствие водянки головного мозга происходит расширение его полостей, содержащих ликвор (дословно «жидкость» в переводе с латыни). Одна из таких полостей — 3 желудочек головного мозга — сдавливает хиазму. Следствием этого становится нисходящая атрофия зрительного нерва, что значительно снижает зрение.
2. Сифилис — возбудитель проникает через плаценту во второй половине беременности. Клинические проявления поражений глаз при врожденном сифилисе появляются в первые месяцы жизни ребенка. Они бывают в основном двух типов. Во-первых, развивается воспалительный процесс в сетчатке — хориоретинит. Во- вторых, зрительный анализатор, как и при врожденном токсоплазмозе, страдает вследствие гидроцефалии или поражения ядер черепно-мозговых нервов. Следствием таких патологических изменений могут быть частичная атрофия и отек зрительного нерва, а также косоглазие.
3. Краснуха — инфицирование плода происходит в первой половине беременности, возможны аномалии развития глаз у большинства новорожденных, родившихся от инфицированных матерей. Глазные заболевания при краснухе: врожденная катаракта, глаукома, микрофтальм и ретинопатия.
4. ВИЧ-инфекция — поражения глаз выявляются в 20 % случаев при внутриутробном заражении или заражении в процессе родов. Это может быть хориоретинит или ВИЧ-ретинопатия.
5. Цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ) — частота поражений глаз от 9 до 30 %, при этом возможны частичное или полное поражения сетчатки. Инфицирование происходит через плаценту во время беременности, в период родов — при прохождении ребенка через родовые пути, через грудное молоко и в процессе переливания крови. Это самая распространенная в США инфекция, поражающая 0,2—2,2% новорожденных. В нашей стране ЦМВИ поражает 0,4—2,3 % новорожденных.
6. Герпес — заболеваемость составляет 30 человек на 100000 рожденных детей; инфицирование плода происходит в ранние сроки беременности. У новорожденного могут возникнуть врожденные пороки развития глаз и проводящих путей зрительной системы.
Следовательно, врожденные причины заболевания глаз у детей имеют очень тяжелые последствия и, сочетаясь, как правило, с поражением проводящих путей и центров зрительной системы, нередко приводят к значительным зрительным нарушениям.
Приобретенные нарушения зрения обычно бывают следствием заболевания органов зрения сетчатки, роговицы и ЦНС (менингит
опухоль мозга, менингоэнцефалит), а также осложнений от инфекционных болезней (грипп, корь, скарлатина), травм мозга или глаз (ранения головы, ушибы).
Нарушения зрения могут носить прогрессирующий и непрогрессирующий характер. При прогрессирующих нарушениях происходит постепенное ухудшение зрительных функций. Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и изменяется строение глаза. При несоблюдении санитарно-гигиенических требований к письму и чтению прогрессируют близорукость и дальнозоркость. Непрогрессирующие нарушения отмечаются при некоторых врожденных пороках, например при астигматизме, катаракте. Причинами таких нарушений могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.
Время проявления нарушения зрительной функции имеет очень важное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения и своеобразие психофизического развития.
Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере и содержании социального опыта.
Потеря зрения формирует особенности эмоционально-личностной сферы, характера, чувственного опыта. У слепых имеются трудности в игровой и учебной деятельности, овладении профессией. Бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции. У одних детей развиваются неуверенность, пассивность, тревожность, склонность к уединению; у других - повышенная возбудимость, тревожность, агрессивность.
Несмотря на это, слепой ребенок имеет достаточные возможности для полноценной адаптации и социализации при условиях опоры на сохранные анализаторы. В условиях специального обучения формируются адекватные способы и приемы использования сохранных сенсорных систем, развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсации зрительного восприятия.
Компенсация слепоты должна начинаться у ребенка с первых дней его жизни. Она представляет собой целостную систему сенсорных, моторных и интеллектуальных составляющих, обеспечивающих адекватное и активное отражение окружающего социума и дающих возможность овладения разными формами деятельности в возрастном аспекте.
Слабовидящие имеют ограниченные возможности использовать сохранное зрение для ознакомления с окружающим миром и пространственной ориентировки. Их зрительное восприятие не является вполне полноценным, так как обзор окружающей среды сужен, замедлен, неточен, нарушены цветоощущение и контрастность,
имеются трудности при опознании рисунков, предметов и т.д. (в зависимости от имеющейся патологии). Поэтому коррекционная работа направлена на применение специальных приемов и способов наблюдений предметов и явлений с включением слуха, осязания, обоняния, позволяющих воссоздавать сложные образы реального мира.
Пространственная ориентировка является существенной частью свободного перемещения. Обучение пространственной ориентировке детей с нарушением зрения показывает, что этот процесс связан с развитием интегративных процессов, умением целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство. Это достигается только совместными усилиями ребенка, педагогов и родителей.
Слабовидящие характеризуются разнообразием нарушений зрительных функций, разным уровнем их сохранности и возможности взаимной сенсорной компенсации, степенью выраженности патологии. Однако в отличие от остаточного зрения у слепых слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания