logo search
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе

В развитии человеческого слуха выделяют две системы: систе­му звуковысотного слуха, обеспечивающего восприятие частоты звука, и систему речевого, фонематического слуха, обеспечивающего восприятие звуков речи.

Слуховая функция созревает постепенно еще во внутриутробном периоде и связана с формированием структур органа слуха. Между 20-й и 28-й неделями беременности внешняя акустическая стимуляция начинает вызывать изменение двигательной активности и ритма сердцебиений плода. В амниотической жидкости отмечаются вибрационные звуковые колебания, обусловленные пульсом матери. Брюшная стенка матери снижает интенсив­ность внешних звуков в зависимости от их силы и частоты на 20-80 дБ.

Таким образом, новорожденный с нормальной слуховой функцией имеет пренатальный специфический слуховой опыт прежде в восприятии звуков сердцебиения матери, предаваемых по костно-тканевому пути, а также громких звуков из внешней среды ослабленных брюшной стенкой матери. У него наблюдается специфическая реакция на звук: замедляется пульс, урежается дыхание, стихает плач, снижается двигательная активность. Новорожденный уже реагирует на разные параметры звуков, такие как частота, интенсивность и временная последовательность.

Поскольку ушная раковина и наружный слуховой проход новорожденного меньше по размерам, чем у взрослых, это, казалось бы, должно приводить к большему резонансу в области высоких частот и соответственно к их лучшему восприятию. Однако чув­ствительность

слуха новорожденных лучше в области низких час­тот, что связано с высокой податливостью входных механических структур и соответственно со сниженной чувствительностью к высоким частотам.

Звуки частотой ниже 500 Гц оказывают успокаивающее дей­ствие на новорожденных, тогда как более высокочастотные звуки (выше 1 ООО Гц) усиливают беспокойство и двигательную актив­ность. Кроме того, низкочастотные звуки обладают свойством вызывать более выраженную рефлекторную реакцию. Отмечено, что реакции новорожденного более отчетливы на речеподобные звуки. Это позволяет думать о настроенности слуха к восприятию речи. Следовательно, уже при рождении у ребенка сформированы рефлекторные реакции практически на все параметры слуховых раздражителей. При исследовании слуха в обычной обстановке (например, в палате новорожденных) с высоким уровнем окружа­ющего шума реакции ребенка вызываются при интенсивности звука около 90 дБ, а в условиях тихого помещения — около 35—45 дБ.

В течение первого месяца жизни слуховая система продолжает совершенствоваться и выявляется врожденная приспособленность (адаптация) слуха младенца к восприятию речи. В этот период ребенок способен воспринимать голос матери, даже записанный на магнитофон или искаженный фильтрами, лучше, чем незнакомый голос. К концу первого года преобладающая ранее реакция на голос матери проявляется лишь в том случае, если он не изменен.

В возрасте 2—3 мес. ребенок способен воспринимать интервалы между звуками как субъективно значимые величины. Эта генети­чески заложенная способность человека является необходимым условием для овладения речью, поскольку языковая способность и предусматривает овладение процессом выделения различных элементов речи, имеющих последовательный временной характер. Одновременно ребенок начинает различать ударение в слове, а также основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи.

В литературе описаны наблюдения за детьми в возрасте 9-18 мес., которые имели возможность включать магнитофоны с записанной речью и по желанию выключать их. Все дети прояв­ляли высокую активность в приобретении слуховой информации: в течение дня они слушали речь на протяжении до 3,5 ч. При этом отмечалась высокая избирательность звукоречевого матери­ала. Так, дети предпочитали слушать чужой голос с богатыми ин­тонациями, чем голос матери, говорившей монотонно. С детьми проводилось две беседы: одна многословная, но не несущая смыс­ловой информации, а другая малословная, но богатая интонация­ми, связанными со смыслом. Сначала все дети слушали первую, но уже через несколько дней — исключительно вторую беседу.

Доказательством важности получения речевой информации в раннем возрасте служат наблюдения за детьми в семьях, члены

которых отличались высокой речевой активностью: количествен­ные и качественные голосовые показатели у них были лучше, чем у детей, в семьях которых в самом раннем периоде детства рече­вому общению с ребенком уделяли мало внимания.

Итак, у новорожденных и детей в возрасте до 2 мес. слуховая функция ограничена, и это понятно, если учесть состояние звукопроводящей системы органа слуха, а также низкое развитие центральной нервной системы. К 4—6-месячному возрасту у ребёнка появляется способность к локализации звуков. В дальней­шем постепенно развивается дифференцированное восприятие не только звуков, но и речи, а в связи с этим наступает качественно новый процесс — становление собственной речи ребенка. Считается, что дети в возрасте 11 — 12 мес. уже четко реагируют на тихую речь на расстоянии 1,5 — 3 м, а после 16 мес. жизни ребенок выполняет словесные указания с расстояния 4—7 м и хорошо локализует источник звука. При этом необходимо помнить, что дети раннего возраста обычно не реагируют на шепот вследствие его малой частотной насыщенности. В дальнейшем постепенно нарастает разборчивость речи. К концу второго — началу третьего жизни ребенка завершается формирование способности раз­дать на слух звуковой состав речи и понимать ее смысл.

При этом выявляется определенная тенденция в отставании речевых порогов по отношению к тональным, что, по-видимому, объясняется недостаточной степенью совершенства высших отделов и связей слухового и речевого анализаторов. С развитием ре­ка слуховые пороги понижаются, и в возрасте 14—16 лет слух достигает своей максимальной остроты.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое звук и каковы его физические параметры и психофизи­ке эквиваленты?

2.Перечислите основные показатели слуха, сделайте соответствую- таблицу.

3. Что такое пространственный слух и какова его роль в жизни чело-

4. Назовите пути звукопроведения к внутреннему уху.

5. Перечислите и проанализируйте основные теории слуха.

6. Какие виды электрических явлений регистрируются в улитке при действии звука и с какими структурами они связаны?

7. Опишите развитие слуховых функций в онтогенезе.