logo search
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

5.1.2. Исследование слуха камертонами

Исследование слуха камертонами по существу явилось первым инструментальным методом аудиологической диагностики. И хотя камертон был изобретен 250 лет назад и используется для иссле­дования слуха уже более 100 лет, оценка эффективности его и решении различных диагностических задач остается довольно противоречивой.

Преимуществами камертонального метода исследования слуха являются его простота, доступность для широкого использования вне стационара, легкость выполнения проб и стабильность ка­мертона как инструмента, обеспечивающая возможность длительной работы без проверки.

Среди недостатков метода следует отметить: быструю адапта­цию испытуемых к звуку; неравномерность затухания колебаний; недостаточную интенсивность звука, не унифицированную «зарядку» камертонов, т.е. интенсивность первого удара, приводя­щего камертон в действие. При различной «зарядке» неодинако­вы начальная амплитуда колебаний и время их угасания, разброд результатов в норме составляет примерно 10—15 %. Кроме того интенсивность воспроизводимого звука существенно зависит oт расстояния камертона от наружного слухового прохода, а при костном проведении результаты исследования слуха зависят во многом от силы прижатия ножки камертона к голове. При увеличении силы прижатия резко укорачивается время затухания звука! Исследование слуха камертонами требует большого опыта.

Камертонами можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость. Обычно используют камертоны с низкой частотой

колебания — 128—250 Гц и высокой — 1024—2048 Гц. Это даёт представление о состоянии звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата и позволяет определить локализацию поражения.

Исследование проводят по методам Швабаха, Ринне, Вебера, используя камертон с частотой звучания 128 Гц (табл. 4). Диагностика нарушений слуха с помощью камертонов пережила свой расцвет и больше не развивается, однако используется в редуцированной форме наряду с аудиометрией.