logo search
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

Глава 5 методы исследования слуха

В настоящее время имеется множество методов и средств для исследования слуховой функции, определения уровня поражения органа слуха. Среди них различают субъективные (психоакусти­ческие) и объективные (инструментальные) методы исследования.

Субъективные методы (исследование слуха речью, камертона­ми, пороговая и надпороговая тональная аудиометрия, речевая аудиометрия) базируются на словесном, двигательном или пове­денческом ответе на тестирующий звуковой стимул, т. е. на пока­заниях обследуемых. Однако в ряде случаев эти методы недоста­точны или вообще неэффективны, например при оценке слуха новорожденных и детей раннего возраста, умственно отсталых или больных с нарушенной психикой, в экспертизе слуховой инва­лидности. В этих случаях возникает необходимость исследовать слуховую функцию объективными методами, основанными на безусловных и условных рефлексах либо на регистрации биоэлек­трических ответов слуховой системы при действии звуковых си­гналов, а также на записи акустического рефлекса внутренних мышц уха, на наличии или отсутствии отоакустической эмиссии.

Определенной стадии потери слуха соответствуют следующие симптомы: окружающие отмечают, что человек разговаривает слишком громко или слишком тихо; он лучше слышит в шумной обстановке или, наоборот, трудно разбирает слова в шуме; у него затрудняется понимание более высокочастотной речи женщин и детей и других высокочастотных звуков; ему досаждают звуки, которые не кажутся окружающим слишком громкими; человеку часто приходится переспрашивать, он не замечает, что им непра­вильно поняты произнесенные слова; человек включает радио и телевизор на полную громкость; у него в ухе появилась боль; че­ловек жалуется на выделения и звон в ушах.