logo search
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

7.5.2. Классификация глухоты

В нашей стране наиболее распространенной классификацией глухих детей является классификация Л.С. Неймана (1961). Выделя­ется четыре группы глухих детей, имеющих остатки слуха: 1 группа — дети, воспринимающие лишь самые низкие часто­ты (128-256 Гц); 2 группа — дети, воспринимающие низкие частоты (до 512 Гц);

3 группа - дети, воспринимающие низкие и средние частоты (до1000 Гц);

4 группа – дети воспринимающие широкий диапазон частот (до 2000 Гц и выше).

Примерные аудиограммы, характеризующие состояние слуха у детей соответствующих слуховых групп, представлены на рис.53.

Установление именно таких границ слухового объёма диктуется, по мнению Л.Н. Неймана (1961), следующими соображениями. Отграничение диапазона слухового восприятия лишь самыми низкими частотами, не превышающими 256 Гц, безусловно лишает возможности различение каких либо звуков речи. Включение в слуховой объём частоты 512 Гц уже дает возможность различения звуков речи, обладающих низкими формантами, например о, у. Расширение слухового объема до 1024 Гц повышает возможность различения речевых звуков, в особенности главных а, о, у, основные форманты которые находятся в этих пределах.

Дальнейшее расширение слухового объема сопровождается и дальнейшим улучшением различения звуков речи

Между частотным объемом слуха, с одной стороны, и восприя­тием голоса, различением звуков речи, с другой, существует определенная зависимость, в связи с чем отнесение детей к той или иной группе по частотному объему приобретает практическое зна­мение. Из детей, входящих в I группу, лишь немногие реагируют на громкий голос у самого уха, никто из них не различает ни глас­ных, ни отдельных слов и фраз. Все дети, отнесенные к II группе, реагируют на громкий голос около уха; некоторые из этой группы различают отдельные гласные (а, у), но не различают слов и фраз. Все дети из III группы реагируют на голос разговорной силы, раз­личают 3—4 гласные, многие различают некоторые знакомые слова и фразы. Большинство детей IV группы слышат разговорный голос не только около уха, но и на некотором расстоянии (до 2 м) от него. Эти дети различают почти все гласные, а также знакомые слова и фразы.

Таким образом, по мере расширения частотного объема слуха явно увеличивается и способность к различению голоса и звуков речи, причем при наличии восприятия только низких частот (I и II группы) способность к различению звуков речи практически отсутствует.