8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
Слуховой аппарат дает возможность слышать лучше, но слух он не восстанавливает. Слух улучшается за счет усиления звука на тех частотах, где его потеря наиболее значительная. Однако компенсировать все искажения речи и восстановить чувствительность к звуку на всех частотах сложно, особенно при значительных потерях слуха. В некоторых случаях даже со слуховым аппаратом речь будет звучать искаженно. Искажение речи происходит, если человек не слышит некоторых звуков используемых в речи, так что слова кажутся неполными и неправильно звучащими. Например, неспособность распознавать звуки высокой частоты сделает неразличимыми «суд» и «зуд». Они будут звучать одинаково. И многие другие слова, воспринимаемые искаженно, сделают речь трудной для понимания. Ряд звуков на усиленных аппаратом частотах могут звучать слишком громко и вызывать неприятные ощущения. Усиленные звуки могут казаться неестественными.
Плохо слышащему человеку нужно усиление звуков определенной частоты, чтобы разобрать сказанное тихо или Шепотом. Но слуховой аппарат усилит не только шепот, но и прочие звуки на данной частоте. В результате шепот будет звучать нормально, а вода, льющаяся из крана, будет казаться морским прибоем. Несмотря на новейшие достижения в этой области, селективное подавление фонового шума слуховым аппаратом все еще остается проблемой. Тем, кто пользуется слуховым аппаратом, приходится заново учиться отличать значимые звуки от фона.
Человек со слуховым аппаратом слышит звуки, которые ранее Выли неслышимыми. Он может участвовать в беседе, однако не Все люди с нарушениями слуха пользуются слуховыми аппарата- I ми, хотя в них нуждаются.
Не все конструкции аппаратов эффективны при значительной Потере слуха, особенно на некоторых частотах Они наиболее эффективны на частотах от 1 000 Гц и ниже. На частотах выше 2 000 Гц слуховые аппараты малоэффективны. Но поскольку частоты звуков речи в основном ниже 2 000 Гц, особых трудностей при речевом общении не будет. Хотя некоторые звуки остаются неразличимыми, человек учится с этим справляться.
Если человек не слышит на оба уха, специалисты рекомендуют два аппарата. Способность слышать шум двумя ушами (бинаурально) позволяет определить местонахождение источника звука, расстояние до него, распознавать несколько звуков одновременно, вычленять фоновые шумы. Два аппарата дают возможность слышать звуки справа и слева, что делает звуковую картину более полной.
Однако иногда предпочтительнее один слуховой аппарат. Например, если одно ухо почти не слышит, а «хорошее» ухо способно воспринимать речь, лучше использовать один аппарат.
Конструкция слухового аппарата. Во всех слуховых аппаратах имеются три основных компонента: микрофон, воспринимающий звуки; усилитель, делающий их громче; Динамик или приемник, передающий звук в ухо. Слуховой аппарат это миниатюрная аудиосистема, питающаяся от маленькой батарейки.
Принцип действия — усиление звука и доведение его до громкости, достаточной для разборчивого восприятия речи.
Совершенствование техники в последние годы значительно расширило выбор слуховых аппаратов. Еще недавно единственно доступным был аналоговый аппарат, превращающий звук в электронный сигнал. Теперь помимо аналоговых существуют цифровые аппараты, превращающие электрический сигнал в кодируемый цифровой, !как в компьютерных микросхемах. Есть еще гибридные аппараты, в них сочетаются аналоговая и цифровая технологии.
Цифровая технология дает возможность программировать слуховой аппарат как компьютер. Маленькая схема, содержащая программы, необходимые для приспособления аппарата к потребностям пользователя, помещается в слуховом аппарате.
Возможности аналоговых аппаратов не так широки, как цифровых, а тем более цифровых программируемых. Преимущество цифровых аппаратов — это, во-первых, качество звука. Во-вторых, их легче приспособить к конкретным потребностям пользователя, чем аналоговые аппараты. B-третьих, их можно запрограммировать так, чтобы они выполняли все функции автоматически.
Цифровые программируемые аппараты можно приспосабливать именно к конкретным потребностям пользователя и к окружающим условиям. Можно их запрограммировать так, чтобы усиливались только звуки определенной частоты и в разной степени. К тому же в память микросхемы можно ввести дополнительные программы, например приспособить к восьми различным ситуациям — от шумного ресторана до негромкого разговора шепотом. Достаточно лишь нажать кнопку, чтобы вызвать соответствующую программу. Если же потребности пользователя изменились, аппарат перепрограммируют специалисты там, где он был куплен.
Модели слуховых аппаратов. Существует пять основных моделей слуховых аппаратов. Они различаются по форме, размеру и месту, где их носят. В основном выпускаются три модели современных аппаратов — для ношения за ухом, в ухе и в слуховом канале. Две другие модели — очки и коробочки в кармане — становятся все более редкими. Когда человек выбирает слуховой аппарат, он думает о том, как при этом будет выглядеть. Естественно, эстетические представления влияют на выбор модели.
Коробочки (карманные аппараты) приходится носить в кармане или на шее на шнуре, а с ухом соединяются проводок и вкладыш. Такие аппараты чаще используют лица со значительной потерей слуха, преимущественно дети.
Заушные аппараты достаточно разнообразны, прекрасно работают. Они имеют форму дужки и располагаются за ухом. Короткий проводок ведет к пластмассовому вкладышу, расположенному в ухе. Достоинствами таких аппаратов являются эффективность и долговечность. Сравнительно большой размер позволяет вставить в них различные дополнительные приспособления, например устройство для совмещения слухового аппарата с телефонными и другими аудиоприборами. Заушные слуховые аппараты применяются при любой степени потери слуха — от легкой до значительной. В последнее время заушные аппараты стали миниатюрнее, все равно они более заметны, чем другие модели. Они неудобны также для тех, кто носит очки и у кого уши плотно прилегают к голове. К тому же, поскольку микрофон в таком аппарате расположен снаружи уха, он усиливает и шум ветра, и другие окружающие звуки.
Новые модели — внутриушные и внутриканальные аппараты. Они размещаются в отверстии уха, прямо на входе в слуховой канал или внутри канала вблизи барабанной перепонки. Все части аппарата заключены в корпус, который делается на заказ, в соответствии с формой уха. Внутриушные аппараты прикрывают вход в наружный слуховой проход, внутриканальные не видны.
Преимущество внутриушных аппаратов ж. малый размер, поскольку многих людей волнует как они выглядят со слуховым аппаратом.
Кроме того, существует много возможностей приспособить такой аппарат к индивидуальным потребностям пользователя. Достоинство и одновременно недостаток — малый размер, из-за которого усиливающая способность аппарата более ограничена, чем у заушных аппаратов. Рычажки управления маленькие, так что людям порой трудно их настраивать. Мало места для дополнительных устройств. Поскольку микрофон и приемник расположены рядом, иногда возникает эффект обратного шума: когда усиленный звук просачивается наружу, снова улавливается и усиливается, издавая писк.
Усиливающая способность внутриканальных аппаратов достаточна в основном для компенсации умеренной потери слуха. Они часто нуждаются в чистке и ремонте, так как довольно быстро покрываются ушной серой. Главное их преимущество - они едва заметны. В последние годы появились миниатюрные слуховые аппараты со значительным усилением и шумоподавлением. Все три наиболее часто используемые модели слуховых аппаратов могут быть цифровыми, аналоговыми и гибридными.
При подборе слухового аппарата нужно учитывать несколько факторов: диагноз и степень потери слуха, потребность в дополнительных устройствах, предпочтения пациента. При покупке аппарата исследуется слух, проводится настройка, предоставляется набор сервисных услуг: индивидуальная подгонка и регулировка аппарата, обучение пользованию, гарантийный ремонт. Существуют дополнительные устройства: усилители; устройства, Позволяющие говорить по телефону без возникновения шумов; устройства автоматического контроля уровня фоновых шумов и громкости; пульт дистанционного управления, позволяющий включать и выключать программы.
Вкладыш заушного, корпус внутриушного и внутриканального аппарата должны делаться на заказ, чтобы они соответствовали форме уха. Пациенту помогут надеть аппарат, определят, хорошо ли он подходит, научат им пользоваться, покажут, как его надевать и снимать, включать и выключать, как регулировать громкость, менять батарейки, как чистить и делать мелкий ремонт, Подберут серию тестов, которые покажут насколько хорошо патент слышит звуки и речь с аппаратом, насколько громким аппарат делает звуки, есть ли фоновый шум.
В ряде случаев надо пройти программу слуховой реабилитации. Это процесс адаптации к слуховому аппарату. Если человек привык плохо слышать, жизнь со слуховым аппаратом может покаяньем ему несколько странной. Так, фоновые шумы вдруг покажут- см оглушительными, будто из громкоговорителя.
Программа слуховой реабилитации поможет научиться выделять речь среди разнообразных шумов, а также покажет различные приемы адаптации.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания