logo search
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста

При возникновении первых подозрений на снижение слуха необходимо начинать целенаправленную педагогическую работу. Эта необходимость вызвана двумя причинами.

1. В большинстве случаев поведение ребенка, у которого подо­зревается снижение слуха, отличается от поведения сверстников, что обусловлено снижением и другими причинами, поэтому важ­но выявить отличия для дифференциальной диагностики.

2. Очень важно раннее начало коррекционной работы с деть­ми, имеющими нарушения слуха, благодаря чему дети даже со значительным снижением слуха уже к трем годам пользуются ре­чью, хотя и в разной степени.

Педагогическое обследование позволяет оценить, насколько поведенческие реакции на звуковые стимулы, доступные слухо­вому восприятию ребенка, соответствуют его возрасту. Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляют­ся между собой, и только при их соответствии можно быть уве­ренным, что состояние слуха малыша определено верно.

Состояние слуха детей первого года жизни оценивается на ос­нове безусловных ориентировочных (поведенческих) реакций на комплекс звуковых стимулов.

В качестве звуковых стимулов используются звучащие игруш­ки (погремушка, шарманка, дудка, гармошка, кожаный барабан), тоны аудиометра, голос и шепот. Интенсивность звучания игру­шек составляет 75 —100 дБ. По этому признаку игрушки различа­ются мало, хотя субъективно звук, например шарманки, кажется заметно более тихим; чем звук барабана, вследствие преоблада­ния в звучании каждой из игрушек определенной частоты. В дан­ном наборе звучаний наиболее выражены частоты 500—5 000 Гц (барабан — 500 Гц, гармошка — 2 000 Гц, свисток — 2 500 Гц, погремушка— 5 000 Гц). Чем ниже частота звука, тем громче она воспринимается субъективно. Таким образом, с помощью звуча­щих игрушек можно с известной степенью достоверности выявить частотный диапазон воспринимаемых звучаний. Определенную роль играет и расстояние, с которого подается звуковой сигнал.

В качестве речевых сигналов используются звукосочетания типа папапа, пупупу, сисиси и имя ребенка.

Для исследования тонального слуха применяется клинический аудиометр, при этом детям до 1,5 лет предъявляется модулиро­ванный тональный сигнал в свободном звуковом поле (через аку­стические колонки) со зрительным подкреплением в виде светя­щейся картинки со стороны подаваемого звука.

При исследовании реакций на тоны аудиометра малыш сидит на коленях у матери между акустическими колонками. Первона­чальный сигнал подается на частоте 500 Гц интенсивностью 30 дБ. При отсутствии реакции интенсивность увеличивается шагом в 5 дБ до появления реакции. Затем исследуются реакции и на других частотах: 1000, 2000, 4 000, 6000 Гц.

В результате педагогического обследований Можно получить сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки, голос и тональный сигнал и узнать:

- звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит ребенок, может ли он определить, откуда идет звук (локализовать звучание) и с какого расстояния от источников сигнала он может это сделать;

— реагирует ли ребенок на шепот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния реагирует и может ли локализовать стимул;

— на тональный сигнал какой частоты и какой интенсивности ребенок реагирует, может ли его локализовать.

По совокупности полученных данных выделяют четыре уровня состояния слуха (Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко, 2005).

Первый уровень — слух в пределах возрастной нормы. Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3 —5 м. Расстояние, с которого ребенок восприни­мает все стимулы (от шарманки до барабана), постоянно и зави­сит от его возраста: чем он младше, тем с более близкого расстоя­ния воспринимается сигнал. На том же расстоянии дети ощущают и звучание голоса разговорной громкости и шепота. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50 — 80 дБ, что по данным исследова­телей соответствует возрастной норме. Дети старше трехмесячно­го возраста способны локализовать источник звука в простран­стве справа, слева, сзади.

Второй уровень состояния слуха — тугоухость. Ребенок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с кото­рого отмечаются реакции, нестабильно: оно изменяется у одного и того же ребенка в пределах 0,5 — 5 м. При этом на максималь­ных расстояниях воспринимаются, как правило, звучания с наи­более выраженными низкими частотами. Дети способны локали­зовать источники звука, но лишь в тех случаях, когда стимул вос­принимается на расстоянии не менее 1 м. Незначительная часть тугоухих детей реагирует на голос разговорной или повышенной громкости с расстояния 0,3—1,5 м. Тональный сигнал воспринима­ется в диапазоне до 4 000—6 000 Гц при интенсивности 55—100 дБ; направление этих сигналов не определяется.

Третий уровень состояния слуха — значительная тугоухость. Ребенок воспринимает, как правило, неполный набор предъяв­ляемых неречевых стимулов. Их число сокращается за счет звуча­ний с наиболее выраженными высокими частотами. Расстояние, с которого ребенок реагирует на разные звучания, нестабильно и колеблется от 0,1 — 0,3 м при восприятии высокочастотных сти­мулов до 2,5 — 5 м при восприятии средне- и низкочастотных. Ребенок способен локализовать те звучания, которые ощущают­ся им на расстоянии не менее 1 м. Большинство детей не реаги­руют на голос разговорной и повышенной громкости. Тональ­ный сигнал воспринимается в ограниченном диапазоне частот (до 2000 Гц) при интенсивности 60—100 дБ. Этот стимул не лока­лизуется.

Четвертый уровень состояния слуха — глухота. Глухой ребенок реагирует лишь на резко ограниченное количество звучаний

(в основном на низкочастотные звуки — барабан). Расстояние до источника звука может быть и большим: до 2,5 — 5 м. Звучание голоса глухие дети не воспринимают, на тональный сигнал реагиру­ют лишь в диапазоне 500— 1 ООО Гц при интенсивности 70—100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии. Некоторые глу­хие дети вообще не реагируют на предъявляемые слуховые стимулы.

Сурдопедагог рекомендует родителям вести дневник наблюдений за реакциями ребенка, где следует отмечать, на какие звуки реагиру­ет ребенок и с какого расстояния, может ли он определить местона­хождение источника звука. Образец дневника приведен в табл. 7.

Как следует из таблицы, ребенок через 2 мес. стал восприни­мать меньшее число звучаний и с более близкого расстояния. Это свидетельствует, по мнению авторов, о возможном дальнейшем понижении слуха. В подобных случаях нужно срочно обращаться к врачу-сурдологу, так как своевременное лечение может приоста­новить процесс.

Одновременно с проведением аудиолого-педагогического об­следования необходимо немедленно начать коррекционную рабо­ту с малышом.