logo search

§ 2. Содержание подготовки детей к школе

Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уро­вень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адап­тироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Нагрузка на уроках в школе предполагает более вы­сокий темп деятельности и работоспособности ребенка в течение дня и учебной недели, более длительные по сравнению с детским садом периоды активной умственной деятельности. Физическая подготовка детей к школе обеспечивается за счет проведения рабо­ты по физическому воспитанию на специальных занятиях и вне их, организации прогулок, соблюдении режима двигательной актив­ности, применении закаливающих процедур. Одним из факторов адаптации детей к школьному режиму является увеличение време­ни занятий в подготовительной группе, использование в занятиях не­которых структурных элементов, характерных для школьных уроков. Однако, как показывают наблюдения, некоторые педагоги подгото­вительных групп специальных дошкольных учреждений, стремясь интенсифицировать подготовку к школе в плане вооружения детей знаниями и умениями, нередко неправомерно увеличивают учебные нагрузки, сокращают двигательную активность детей, что приводит к гиподинамии, следствием которой являются нарушения осанки, а также усталость и быстрая утомляемость. Увеличение нагрузок должно идти под контролем, постепенно, без нарушения режима дня подготовительной группы, с учетом рекомендаций врача и ин­структора по физическому воспитанию.

Важное значение для адаптации ребенка к школьным условиям имеет воспитание трудолюбия, сформированностъ культурно-гиги­енических навыков. Условия специальных школ-интернатов, куда поступает большая часть воспитанников дошкольных учреждений для глухих и слабослышащих, довольно резко отличаются от усло­вий детского сада, что предполагает сформированность навыков самообслуживания: умение следить за своим внешним видом, быть опрятным, быстро одеваться, раздеваться, аккуратно есть, поддер­живать в порядке личные вещи. При этом важен достаточно высо­кий темп выполнения различных бытовых действий (есть, собирать личные вещи и др.). Различные навыки самообслуживания форми­руются в процессе трудового воспитания во всех возрастных груп­пах. Уделяется внимание самостоятельности в выполнении деть­ми таких действий, как одевание, питание, пользование туалетом, поддержание в порядке личных вещей. Старших дошкольников учат поддерживать в порядке свое рабочее место, быстро собирать личные вещи, аккуратно и быстро есть, выполнять гигиенические процедуры. Для того чтобы повысить чувство ответственности за выполнение тех или иных бытовых дел, в старших группах исполь­зуются дежурства по столовой, по группе. Ребенок-дежурный дол­жен сам хорошо справляться с выполнением различных бытовых обязанностей и привлекать к этому других детей. Важную роль в формировании трудолюбия, развитии культурно-гигиенических на­выков должны играть родители, осуществляющие воспитание ребен­ка в семье. Единство требований, предъявляемых к формированию трудовых умений и навыков в дошкольном учреждении и в семье, может быть залогом последующей адаптации ребенка с нарушен­ным слухом к требованиям школьного режима.

Одним из наиболее важных компонентов психологической готов­ности к школе является формирование школьной мотивации, т. е. желания учиться, стать школьником, выполнять учебную деятель­ность. Такие свойства, как любознательность, желание познать ок­ружающий мир, интеллектуальная активность, также являются важными показателями психологической готовности ребенка к школе. У дошкольника должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника», наличие которой предполагает сформированность системы мотивов, их соподчинение.

Социальные мотивы учения связаны с потребностью ребенка за­нять новую социальную позицию, организовать общение с взрослы­ми и детьми на новом уровне. В случае преобладания социальных мотивов ребенка интересует выполнение роли ученика: следование требованиям учителя, желание заслужить его одобрение и похвалу. Наличие таких мотивов учения связано с новой социальной ситу­ацией общения, активным участником которой становится ребенок. Появление социальных мотивов учения связано с преобладанием к концу старшего дошкольного возраста внеситуативно-личностной формы общения, отличительной чертой которой является потреб­ность во взаимопонимании и сопереживании. У детей складывает­ся дифференцированное отношение к людям в зависимости от того, какую роль в общении с ними они выполняют. Этому способству­ет расширение представлений детей о жизни вокруг, отношениях людей, круге их обязанностей. Положение школьника выступает для ребенка как ступенька к взрослой жизни.

Большое значение имеют познавательные мотивы, когда дети относятся к школе как к источнику приобретения новых знаний, Новые обязанности школьника не становятся значимыми для ре­бенка, основное — удовлетворение любознательности. Познаватель­ные мотивы учения характерны для детей, которые хотят больше знать, научиться чему-то, испытывают потребность в овладении новыми умениями и знаниями. Для формирования «внутренней позиции школьника» важен сплав двух потребностей — познава­тельной и социальной, их сочетание позволит ребенку сознатель­но включиться в учебный процесс, будет способствовать формиро­ванию произвольного поведения (Л. И. Божович, 1968).

Для детей с нарушениями слуха чаще всего на первом плане ока­зываются познавательные мотивы, что может быть объяснено непо­средственной ориентировкой детей родителями и педагогами на школу как источник новых знаний. Наряду с желанием научиться хорошо читать, писать, решать задачи дети с нарушениями случи часто сообщают о стремлении научиться «хорошо говорить, чтобы другие люди понимали». Нередко среди мотивов учения в школе глухие и слабослышащие дети называют внешние или ситуатив­ные: «Мама купила портфель, я пойду в школу», «Мне семь лет, поэтому я пойду в школу», «Моя сестра учится в школе, и я тоже хочу».

Мотивационный план готовности к школьному обучению формиру­ется в дошкольном учреждении в процессе всей коррекционно-воспитательной работы: на занятиях по всем разделам работы, в разных видах детской деятельности, в общении с детьми и взрослыми. Для формирования мотивационного плана готовности к школе важное значение имеет расширение представлений об окружающем мире, знакомство и формирование интереса к занятиям и взаимоотноше­ниям людей в разных сферах жизни. Важно учить детей отражать свои представления в продуктивной деятельности и игре. Особое значение в работе со старшими дошкольниками необходимо на­правлять на развитие речевого общения как необходимого условия социального воспитания плохослышащих детей. Среди различных сфер жизни взрослых и детей выделяется учеба детей в школе, зна­комство с обязанностями школьников, определение главного в уче­бе (общение с учителем, с детьми, выполнение заданий учителя), формирование положительного отношения и интереса к содержа­нию деятельности ученика, взаимоотношений с детьми и учителя­ми. Этому способствуют экскурсии в школу, просмотр фильмов, диапозитивов, рассматривание картинок и других иллюстраций, чтение рассказов, связанных с темой поступления детей в школу. Особое значение имеет организация сюжетно-ролевых игр по дан­ной тематике, в процессе которой дети выступают в роли учителей и школьников, в ходе освоения ролей воспроизводят различные отношения, уточняют содержание деятельности в школе, знакомят­ся с формами организации школьной жизни (урок, перемена, посе­щение столовой, библиотеки и др). Важно показывать детям соци­альную значимость учения в школе, а также фиксировать внимание на познавательной стороне предстоящей учебы в школе, иначе, как показала Н. Г. Морозова (1969), у младших глухих школьников долгое время преобладают чрезмерно узкие, ограниченные моти­вы учения.

Формирующаяся в младшем школьном возрасте учебная деятельность тесно связана с произвольностью поведения, предпосылки которой закладываются в дошкольном возрасте при правильной организации воспитания и обучения детей. Произвольность поведения предполагает его контролируемость, достаточный уровень усидчивости, умение длительно сосредотачиваться на одном заня­тии и доводить его до конца, определенные волевые усилия. С про­извольностью поведения связано умение последовательно выпол­нять указания и инструкции взрослого, учитывать систему условий поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными дей­ствиями.

В качестве основных предпосылок овладения учебной деятель­ностью Д. Б. Элькониным (1988) были указаны следующие парамет­ры, предполагающие достаточно высокий уровень произвольности:

— умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

— умение самостоятельно выполнить задание по зрительно вос­принимаемому образцу.

На протяжении дошкольного возраста у детей с нарушенным слу­хом должны быть сформированы механизмы произвольного поведе­ния, что обеспечивает становление некоторых предпосылок учебной деятельности к концу дошкольного периода. Задачи формирования поведения, сотрудничества с другими детьми, умения доводить дело до конца, понимать инструкции взрослого и следовать им занимают важное место во всей системе коррекционно-педагогической работе. Особенно важное значение для формирования произвольности приобретает обучение разным видам практической деятельности и игры. В процессе обучения изобразительной деятельности дети учатся воспринимать задания воспитателя, анализировать образцы рисования, лепки, выполнять рисунки или лепные поделки в соот­ветствии с требованиями педагога. С первых лет обучения в специ­альном детском саду важно учить детей понимать задание и ориен­тироваться в нем. Для глухих и слабослышащих дошкольников это представляет значительную сложность, особенно при отсутствии образца. Особое значение приобретает понимание словесных инст­рукций, данных в устной, письменной или устно-дактильной фор­ме. Непонимание отдельных слов или словосочетаний приводит к неполной или неточной ориентировке в условиях задания, что вле­чет его неправильное выполнение. Условия практической деятель­ности предполагают формирование умения выполнять задание до конца, действуя самостоятельно, соблюдая требования педагога. При выполнении заданий педагоги поддерживают детей; следят, чтобы ребенок не прекращал Или не прерывал деятельность, дово­дил рисунок или лепку до конца. Важное значение приобретает ов­ладение нормами поведения и общения с другими детьми в процес­се детской деятельности.

Своеобразие речевого развития дошкольников с нарушениями слуха значительно затрудняет общение и связанное с ним овладение партнерскими отношениями, что является необходимым условием дальнейшего обучения в школе. Поэтому во всех видах детской дея­тельности внимание уделяется формированию навыков совместной деятельности при выполнении различных заданий. Младших дош­кольников надо учить поочередному участию в задании, организо­вывать простые игры, в которых дети выполняют собственные дей­ствия, чередуя их с действиями других. Особое значение в работе со старшими дошкольниками следует придавать организации кол­лективных видов деятельности, в которых каждый ребенок выпол­няет часть общей работы: например, при подготовке аппликации один ребенок вырезает нарисованные деревья, другой — дома, тре­тий — наклеивает, четвертый — готовит подписи и т. д. Условия кол­лективных видов изобразительной, конструктивной, трудовой де­ятельности предполагают формирование ряда умений, которые в дальнейшем обеспечат появление предпосылок учебной деятельно­сти. Это и умение коллективно обсуждать план действий, например, как проводить уборку в группе и украшать помещение перед Новым годом, как распределять обязанности, при этом не всегда совпадаю­щие с желаниями детей, что требует от них преодоления непосред­ственных желаний. От ребенка требуется выполнение порученного задания в соответствии с общим темпом работы, контролирование своих действий, адекватная реакция на оценку работы педагогом, в том числе и на замечания или указания на ошибки. В процессе коллективной деятельности у детей формируется и ряд личностных качеств: активность, самостоятельность, ответственность за поручен­ное дело. Важное значение для формирования произвольности и контроля за своей работой приобретает умение отчитаться о своей де­ятельности. Участие в коллективно разделенном труде постепенно подводит воспитанников подготовительных групп к умению плани­ровать свои действия хотя бы в самой элементарной форме, намечать их последовательность. В процессе выполнения таких заданий не только формируется нравственно-волевая готовность и произволь­ное поведение, но и происходит складывание интеллектуальной го­товности, предполагающей развитие основных познавательных про­цессов и интеллектуальных умений.

Для формирования сотрудничества детей между собой, партнер­ских отношений, умения участвовать в общей работе, формирова­ния темпа деятельности в подготовительных группах могут иметь место такие формы организации, как выполнение заданий подгруп­пами, группами из двух-трех детей, работа с маленьким учителем, организация дежурств.

Различные виды деятельности имеют важное значение для фор­мирования произвольных и волевых процессов, однако важнейшим средством формирования произвольности поведения является сюжетно-ролевая игра, которую Д. Б. Эльконин считал «школой про­извольного поведения». Сюжетно-ролевая игра, будучи ведущей формой деятельности в дошкольный период, решает ряд задач в развитии ребенка, в том числе и обеспечивающих подготовку к школьному обучению. В игре формируются и нравственно-воле­вые предпосылки готовности к школьному обучению. Они связа­ны с принятием игровых задач и необходимостью их реализации в процессе разворачивания сюжета. Способствуя формированию ме­ханизмов волевого управления поведением, подчинения его систе­ме правил, игра создает предпосылки для последующего включения ребенка в обязательную, общественно значимую деятельность. Об­разное мышление, формирующееся в игре и других видах деятель­ности, представляет и самостоятельную ценность, а также подводит ребенка к усвоению логических, систематизированных знаний.

Процесс становления личности ребенка связан в значительной степени с игрой. Важная сторона этого процесса — зарождение во­левой регуляции поведения и соподчинение мотивов. В игре ребе­нок вынужден подчинять свои действия определенным требовани­ям, связанным с общим игровым замыслом или правилами игры; регулировать свое поведение в зависимости от отношения своей роли к другим персонажам и складывающихся в зависимости от этого взаимоотношений. К концу дошкольного периода дети начинают придавать все большее значение играм с правилами, точно регламен­тирующими ход игры. Складывающееся в игре «подчинение ситуа­тивных побуждений более значимым создает почву для возникнове­ния постоянной иерархии мотивов, дающей возможность говорить об определенной направленности личности ребенка» (А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, 1980).

Таким образом, формирование разных видов детской деятельно­сти, и прежде всего игры в ее развитом виде, оказывает определяю­щее значение для становления произвольности, волевого управления поведением, проявления некоторых личностных качеств, важных для формирования школьной готовности. Нравственно-волевые пред­посылки школьной готовности также формируются под влиянием содержания занятий и используемых приемов обучения. Наряду с игровыми приемами в подготовительной группе значительно боль­ше используются словесные: чтение, беседы, рассказы, объяснения, предполагающие сообщение информации в прямом виде. Изменя­ется стиль педагогического общения с детьми. Он напоминает свое­образную игру в школу, в которой распределены роли учеников и учителя. От детей требуется умение выполнить задание до конца, наладить отношения с другими детьми, определить степень своего участия в работе. Для этого необходимы развитие произвольности действий и сформированность коммуникативных умений, связанных с определенным уровнем речевого развития. Оценка деятельности детей педагогами уже не только связана со старанием ребенка, но и учитывает качество выполнения задания, сравнение с деятельностью других детей.

Готовность к школе в области умственного развития включает ряд взаимосвязанных сторон. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной де­ятельности ребенка. Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежелание включаться в решение задач, прямо не связанных с практическими потребностями или игровыми инте­ресами, не способствуют успешному учению в школе, даже несмот­ря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений.

К школьному обучению ребенок с нарушенным слухом должен подойти, имея определенный уровень сформированности позна­вательных процессов. Важное значение имеет сформированность дифференцированного восприятия, что обеспечивает возможность анализировать, сравнивать предметы и явления, выделять свой­ства и особенности. Важно также наличие временных и простран­ственных представлений, знание их словесных обозначений. Пред­ставления о времени, о сроках и темпе выполнения заданий — одно из условий организации деятельности детей на уроке. Особенно вы­сокие требования предъявляются к уровню мышления ребенка, го­товящегося к школе. У него должны быть сформированы достаточно высокий уровень наглядно-образного мышления и элементы логи­ческого, а также образная и смысловая память, произвольное вни­мание. Ребенок должен понимать взаимосвязь различных природ­ных и социальных явлений, устанавливать их причины и следствия, видеть сходное и различное, объяснять причины явлений, делать выводы. Необходимо формирование познавательных процессов в единстве с развитием речи глухих и слабослышащих дошкольни­ков. Решение различных мыслительных задач обеспечивается на уровне наглядно-образного и логического мышления при условии овладения речевыми средствами.

В системе психолого-педагогической готовности к школе внима­ние уделяется овладению некоторыми математическими знаниями и навыками: счету, умению решать арифметические задачи. Развитие математических представлений тесно связано с умственным разви­тием ребенка. К концу дошкольного периода дети с нарушениями слуха овладевают количественным счетом в пределах двадцати, учатся решать примеры и задачи в пределах десяти. Математиче­ские знания и умения детей являются основой изучения математи­ки в школе. Однако усвоенные знания окажутся полезными, если они опираются на понимание математических отношений, усвоение состава числа, и бесполезными, если они усвоены механически.

Развитие познавательных процессов обеспечивается всей педаго­гической работой при формировании разных видов деятельности на занятиях и в свободном общении детей и взрослых. Вместе с тем спонтанное, неконтролируемое развитие познавательных процессов не может обеспечить тот эффект, который достигается при плано­мерном развитии восприятия, внимания, мышления, памяти, вооб­ражения.

Планирование задач познавательного развития детей в каждом виде деятельности, подбор игр и упражнений и создание дидакти­ческих пособий, отбор речевого материала и усвоение его в связи с развитием познавательной деятельности — необходимые условия, обеспечивающие его эффективность. Наряду с рисованием, лепкой, конструированием, трудом, разнообразными играми огромное зна­чение приобретают занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, где умственное разви­тие детей протекает особенно интенсивно. В старшем дошкольном возрасте очень важны создание воображаемых ситуаций в играх и на занятиях, постановка перед детьми проблемных задач, требую­щих решения в наглядном или образном плане с последующими словесными объяснениями. Особое значение приобретает умение устанавливать причинно-следственную зависимость, находить раз­личные варианты объяснений, уметь мотивировать свое мнение. Безусловно, овладение речевыми средствами имеет огромное значе­ние. Однако нельзя судить о развитии познавательной деятельности глухого или слабослышащего дошкольника по умению объяснить, подтвердить свое решение только с помощью речи. Необходимо уме­ние использовать и другие средства: практические действия, есте­ственные жесты, указания на предметы, рисование и др.

Важными средствами развития познавательной деятельности де­тей и формирования интеллектуальных умений является их прак­тическая и игровая деятельность, в процессе которой старших дош­кольников ставят перед необходимостью осознания поставленной цели, планирования последовательности ее достижения, подбора необходимых атрибутов и инструментов, контроля и координиро­вания своей работы по ходу ее выполнения, оценки результата с точки зрения поставленной задачи. Реализация этих компонентов деятельности формирует общие интеллектуальные умения ребенка - понимание цели задачи, умение элементарно планировать свою деятельность и условия ее выполнения, контроль за действиями, оценку выполненной работы, без сформированности которых обучение в школе вызовет трудности у ребенка.

Ребенку с нарушенным слухом, поступающему в школу, необходим запас представлений и знаний о различных явлениях окружа­ющего мира: о предметах и их назначении; природе; жизни людей, сферах их занятости, характере их взаимоотношений, нормах пове­дения. Важно качество этих представлений и знаний, их правиль­ность, обобщенность. Складывающиеся в дошкольном возрасте пред­ставления, отражающие разные области действительности, помогут ребенку подойти в школе к изучению разных предметов. Познание различных сторон действительности происходит в ходе широкого ознакомления с окружающим миром, при развитии трудовых уме­ний, возможностей отражения и уточнения усвоенного опыта через игру, рисование, конструирование. Систематизация знаний о разных сторонах действительности, их углубление, как правило, требуют проведения специальных занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике. В подготовительных группах, где особенно большое значение придается систематизации и обоб­щению знаний детей, важное место занимает информация о различ­ных общественных и социальных явлениях, о взаимоотношениях людей, отношениях детей и взрослых, что очень ценно для разви­тия познавательной активности детей, формирования мотивации учения в школе.

Подготовка глухого или слабослышащего дошкольника к обуче­нию в школе связана с формированием речи и общения, что состав­ляет одну из наиболее специфических черт в системе школьной готовности детей данной категории. Речевая готовность к школе — итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреж­дении. Наиболее важным аспектом речевого развития плохослышащего ребенка в плане готовности к школьному обучению следует счи­тать сформированность навыков общения со взрослыми и детьми. При овладении различными типами коммуникативных высказываний важнее всего учить детей вступать в общение со знакомыми и но­выми для них людьми: отвечать на вопросы в связи с разными бы­товыми, практическими ситуациями, задавать вопросы, уметь вы­ражать свои просьбы, желания и т. д. Однако недостаточно овладеть только навыками разговорно-обиходной речи. Для общения важно понимание норм речевого этикета и взаимоотношения общающихся партнеров. Поэтому в быту, в играх, на различных тематических занятиях детям нужно демонстрировать нормы речевого этикета: как следует что-то попросить; как обратиться к незнакомым и зна­комым людям; извиниться, поблагодарить и т. д. Эти речевые уме­ния формируются в соответствии с программой по развитию речи. Однако следует активизировать их во всех видах детской деятель­ности. Согласовывая эту работу с родителями, нужно подчерки­вать значимость ее в семье, в ситуациях, выходящих за пределы дошкольного учреждения и дома: в транспорте, на улице, в мага­зине.

Возможности устной коммуникации глухих и слабослышащих детей требуют формирования навыков слухо-зрительного воспри­ятия речи, поэтому этот вид речевой деятельности должен занимать большое место в работе по развитию речи, в том числе на индиви­дуальных занятиях по произношению. Для полноценного участия в общении речь ребенка со сниженным слухом должна быть доста­точно разборчивой, понятной для окружающих. Эта задача реализу­ется прежде всего на индивидуальных занятиях, материалом которых в первую очередь должны быть фразы и слова, обслуживающие по­требности коммуникации.

Еще одним важным аспектом речевой подготовленности дошколь­ника с нарушенным слухом к школе является развитие навыков связ­ного высказывания, так как обучение в первом классе потребует от ребенка умения рассказать о своей деятельности, последовательно выразить впечатления от увиденного в театре, на празднике. Поэто­му в старшей и подготовительной группе внимание уделяется уме­нию строить связные высказывания по различной тематике в виде рассказа, описания.

Для детей с нарушениями слуха в силу особенностей речевого развития важное значение придается овладению чтением. К момен­ту перехода в школу глухие и слабослышащие дети должны уметь читать и понимать небольшие тексты по знакомой тематике, что предусмотрено программами по развитию речи. Чтение в дошколь­ном возрасте рассматривается как средство развития речи, условие формирования словаря и навыков связной речи. Важно не только овладение техникой чтения, но и осознанное восприятие текста, умение осмыслить и передать содержание в ответах на вопросы, от­разить в рисунке, демонстрации действий. Формальное овладение техникой чтения, особенно устно-дактильного, без понимания содер­жания читаемого, вредно, так как формирует привычку неосмыслен­ного чтения.

Таким образом, готовность к школьному обучению детей с нару­шениями слуха не может быть обеспечена только в результате фор­мирования некоторых навыков и умений, тренировки в выполнении ряда заданий при усилении работы в подготовительных группах. Она формируется только в результате реализации всей системы коррек-ционно-педагогической работы в дошкольном учреждении.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что включается в понятие «готовность к школьному обучению»?

  1. Во время посещения подготовительных групп детского сада для глухих или для слабослышащих в беседах с детьми выясните наличие интереса и мо­тивы обучения в школе. Какие мотивы преобладают: познавательные, соци­альные, внешние ситуативные?

  2. Раскройте понятие «коммуникативная и речевая готовность» к школьно­му обучению детей с нарушениями слуха.

  3. Назовите основные условия формирования готовности детей с наруше­ниями слуха к школьному обучению в условиях дошкольного учреждения.

Литература

Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М, 1985.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М, 1993.

Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специаль­ных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1990.

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.

Пархалина Е. В., Речщкая Е. Г. Изучение готовности детей с нарушениями слуха к поступлению в школу // Учитель-дефектолог: Современные пробле­мы подготовки и совершенствования работы // Межвузовский сборник науч­ных трудов МШИ им. В. И. Ленина. — 1990.

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.