logo search

§ 3. Методы дошкольной сурдопедагогики

Дошкольная сурдопедагогика основывается на анализе и обобще­нии теоретического и практического материалов, связанных с изуче­нием, воспитанием и обучением дошкольников, имеющих нарушения слуха. Изучение психолого-педагогических условий, в которых про­текает воспитание и обучение детей, выявление закономерностей педагогического процесса, определение эффективности коррекцион-ной работы возможно в том случае, если используется значительный спектр методов: наблюдения, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, анализ документации, изучение детских ра­бот, изучение литературных источников и др. Каждый из указан­ных методов обретает действенность лишь в сочетании с другими, так как их использование носит комплексный характер.

Наблюдения применяют для изучения процессов воспитательной и коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Задачей педагогического наблюдения является накопление, систематизация и анализ фактов, характеризующих особенности детской деятельности, эффективность овладения ма­териалом по разным разделам программы, используемые методы и приемы. Целенаправленность наблюдения определяется выбором цели, объекта, планом проведения, формой фиксации результатов. Объектами наблюдений могут быть дошкольники с нарушениями слуха в процессе проведения фронтальных и индивидуальных за­нятий, в свободной деятельности. Для специалистов важное значе­ние приобретает проведение наблюдений за деятельностью сурдо­педагога и воспитателей, тщательный анализ методов и приемов.

В процессе анализа наблюдений важно выявление как положи­тельных, так и негативных фактов и результатов. Достоинством данного метода является то, что он является естественным, не на­рушающим ход заранее запланированной работы. Однако в услови­ях детского сада непосредственные наблюдения лучше осуществлять за детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проведение наблюдений за детьми раннего и младшего дошкольного возраста часто нарушает естественное поведение детей, поэтому для прове­дения наблюдений здесь могут использоваться ширмы, прозрачные стенки, когда дети не видят наблюдающих за ними людей. Наблю­дения часто являются недостаточно точными, а в некоторых случа­ях субъективными. Чтобы сделать наблюдения более достоверными, наряду с письменной записью используются аудио- и видеозапись, фотосъемка.

Анализ документации. Для характеристики особенностей разви­тия ребенка со сниженным слухом важное значение имеет знаком­ство с документацией: историей развития ребенка, заключением ПМПК, аудиограммами и другими данными о состоянии слуха, раннем развитии и т. д. Знакомство с медицинской документацией помогает установить причины и время снижения слуха, структуру нарушений, наличие дополнительных недостатков в развитии, вы­явить условия, в которых воспитывался ребенок, и их влияние на его развитие. Важное значение имеет характеристика или заключе­ние психолога, позволяющее судить о развитии разных сторон пси­хики ребенка. В процессе педагогического изучения ребенка со сни­женным слухом важное значение придается анализу педагогической документации: протоколов обследования ребенка, характеристик, тетрадей индивидуальной работы и т. д.

Эксперимент. Данный метод относится к активным методам ис­следования, так как педагогические условия изменяются в зависи­мости от цели эксперимента. Эксперимент может носить различный характер: быть констатирующим или формирующим, индивиду­альным или фронтальным, проводиться в лабораторных или в ес­тественных для ребенка условиях. В условиях констатирующего эксперимента выявляются особенности развития детей, которые в наблюдениях недостаточно проявляются. Эффективность психоло­го-педагогического констатирующего эксперимента зависит от точ­ности определения цели, задач, методики проведения, ожидаемых результатов. Организация эксперимента предполагает точное зна­ние условий его проведения и объективной фиксации результатов. Для педагогической науки важное значение имеет обучающий, или формирующий, эксперимент, целью которого является апробация новых педагогических технологий, проверка научных предположе­ний. Для организации обучающего эксперимента необходимо нали­чие научной гипотезы, которая в ходе эксперимента находит науч­ное подтверждение и оказывает влияние на содержание процесса коррекционно-воспитательной работы. При организации экспери­мента важна достоверность полученных данных, поэтому в процессе анализа используется качественный анализ материала, а также при­меняются методы количественного анализа, в том числе методы ма­тематической статистики.

Изучение детских работ. Результаты деятельности ребенка, на­пример рисунки, поделки, постройки, дают возможность судить об уровне развития разных видов детской деятельности, характеризу­ют уровень развития психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). Результаты продуктивной деятельности ребенка могут являться диагностическим материалом для выявле­ния некоторых личностных качеств при условии владения экспери­ментатором соответствующими методами анализа.

Беседы, опросы, анкетирование, интервьюирование чаще все­го используются в процессе общения с педагогами, родителями для сбора информации о развитии детей, особенностях воспитания и обучения в детском саду и дома. Эффективность этих методов за­висит от определения целей беседы (анкеты, интервью), точности поставленных вопросов, правильной фиксации и анализа ответов. При проведении анкетирования или опросов большого числа педа­гогов или родителей необходимо использование количественного анализа данных для определения тенденций и закономерностей.

Так как перечисленные методы носят вербальный характер, они имеют ограниченное значение в процессе общения с дошкольника­ми с нарушениями слуха вследствие недоразвития их речи. Наибо­лее затруднительно и малоэффективно проведение бесед с малыша­ми. С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить беседы, материалы которых необходимо подкреплять данными на­блюдений, анализа психолого-педагогической документации, ре­зультатами бесед с педагогами и взрослыми.

Изучение литературных источников. Одним из методов дош­кольной сурдопедагогики является работа с литературными (тео­ретическими) материалами. Изучение сурдопедагогической литера­туры предполагает прежде всего ориентирование в поставленной проблеме, подкрепление данными научной и методической литера­туры представлений, сформированных в процессе использования других методов, например наблюдений, эксперимента, беседы, изу­чения педагогического опыта. Как правило, знакомство с какой-либо проблемой воспитания или обучения начинается с обзора соответ­ствующей литературы. Можно выделить научную и методическую литературу по дошкольной и школьной сурдопедагогике и сурдо-психологии (монографии, сборники научных трудов, учебники, ме­тодические пособия); литературу по дошкольной педагогике и пси­хологии; литературу по смежным дефектологическим дисциплинам (олигофренопедагогика, логопедия и др.). Помимо этого, изучение литературных источников предполагает знакомство с периодически­ми изданиями, например журналами «Дефектология», «Дошкольное воспитание», со справочниками и словарями. Анализ литературных источников необходим при изучении разных тем, однако в неко­торых случаях он приобретает ведущее значение, например при рассмотрении исторического пути сурдопедагогики, исследовании концептуальных положений существующей системы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Определите предмет и объект изучения дошкольной сурдопедагогики.

  2. Чем обусловлены задачи дошкольной сурдопедагогики? Назовите основ­ные задачи дошкольной сурдопедагогики в настоящее время.

  3. С какими областями научных знаний связана дошкольная сурдопеда­гогика?

  4. Какие методы использует дошкольная сурдопедагогика?

  5. Определите методы, которые могут быть использованы вами во время посещения занятий и их анализа в детском саду для глухих и слабослышащих детей.

  6. Определите тему курсовой работы по дошкольной сурдопедагогике. На­зовите методы, которые могут быть использованы при ее написании.

Литература

Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М., 1985. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1990. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. - М., 1989.