logo search
1 Будько Т

Ориентировка во времени

Ознакомление с циферблатом часов, развитие умения определять время по часам

Задача решается в процессе повторения цифр. Детей учат ориентироваться сначала с точностью до 1 часа, затем – до ½ часа, и, наконец, до ¼ часа. Час рассматривается как целый круг. Если стрелка прошла четверть круга, то прошло четверть часа.

Если у детей имеется интерес, то, начиная со старшего дошкольного возраста, можно их учить определять время более точно (например, используя развивающую игру «Часы» Б. Никитина). К этому времени дети должны уметь считать в пределах 60. На модели Никитина имеется 2 циферблата, по 1 шкале определяется, сколько часов, а по второй - сколько минут.

Ознакомление с календарем, как системой мер времени

Детей знакомят с разными видами и моделями календаря, учат запоминать последовательность месяцев. Предлагаются задачи, в которых единицей счета являются час, сутки, неделя, месяц, год.

Развитие чувства времени

Детей необходимо учить определять время без часов. Для этого их знакомят с длительностью интервалов 1, 3, 5, 10 минут. Детям предлагается за определенное время выполнить какие-либо действия (выложить из палочек узор, нарисовать орнамент, одеться и т.д.). При выполнении деятельности детям предоставляется право следить за течением времени по нескольким видам часов (механическим, песочным, электронным).

Чтобы показать относительность восприятия времени, надо предложить детям за один и тот же промежуток времени выполнить интересную и неинтересную работу.

Кроме развития математических представлений, программой 1 класса предусмотрена предлогическая подготовка детей, которая включает в себя развитие представлений о множестве, элементах множества, операциях над множествами, о свойствах предметов, развитие умений называть и отрицать свойства объектов.