logo search
1 Будько Т

Часть VI задания для управляемой самостоятельной работы студентов

1. Этапы становления и развития теории и методики формирования элементарных математических представлений

у детей до школы (2 часа)

По каждому из следующих этапов подобрть материал для реализации одной программной задачи в соответствии с индивиду-альным проектом:

  • определение эмпирическим путем отечественными и зарубежными педагогами прошлого содержания, методов работы с детьми, дидакти-ческих материалов;

  • создание первой научно обоснованной программы предматема-тической подготовки детей (Ф. Блехер);

  • первые фундаментальные научные педагогические и психоло-гические исследования, оказавшие влияние на разработку концептуальных идей предматематической подготовки и развития дошкольника;

  • теоретическая и методическая концепция А.М. Леушиной;

  • современные концепции предматематической подготовки дошкольников, их математического и логико-математического развития, развития математических способностей в работах отечественных и зарубежных педагогов.

Форма контроля: заслушивание рефератов.

2. Современные подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 часа)

Задание: Подготовить сравнительный анализ пособия [22] и указанной литературы в соответствии с порядком следования фамилии в списке журнала:

Литература:

  1. Альтхауз, Д. Цвет-форма-количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Д. Альтхауз, Э. Дум ; перевод с нем. В.В. Юртайкина ; под ред. В.В. Юртайкина. – М. : Просвещение, 1984. – 60 с.

  2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : курс лекций / А.В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 400 с.

  3. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3–4 (4–5), (5–6) лет / А.В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2004.

  4. Будзько, Т.С. Развиццё матэматычных уяўленняў у дашколнікаў: метад. дапам. для выхавальнікау дзіцячых садоў / Т.С. Будзько . – Минск : НМЦентр, 1998. – 136 с.

  5. Будько, Т.С. Математика +Движение / Т. С. Будько. – Мозырь : Содействие, 2008.

  6. Будько, Т.С. Предматематическая подготовка детей в процессе конструирования / Т.С. Будько. – Брест : БрГУ, 2009.

  7. Волина, В.В. Математика: метод. пособие для воспитателей / В.В. Волина. – Екатеринбург, 1997. – 427 с.

  8. Грин, Г. Введение в мир числа : практическое руководство по обучению детей счету / Г. Грин, В. Лаксон. – М. : Педагогика, 1982. – 192с.

  9. Доман, Г. Как обучить ребенка математике / Г. Доман, Ж. Доман / пер. с англ. – М. : Аквариум, 2000.

  10. Доронова, Т.М. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателей дет. сада / Т.М. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992. – 143 с.

  11. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Т.И. Ерофеева – М. : Просвещение, 1992. –190 с.

  12. Житомирский, В.Г. Математическая азбука / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. – М. : Педагогика, 1984. – 200 с.

Житомирский, В.Г. Геометрия для малышей / В.Г. Житомирский, Л.Н Шеврин. – М. : Педагогика, 1987. – 135 с.

  1. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непом-нящая. – СПб : «Акцидент», 1997. – 158 с.

  2. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду : пособие для воспитателей / Л.С. Метлина. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985. – 221 с.

  3. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова – М. : Просвещение, 1985. – 94 с.

  4. Моро, М.И. Математика в картинках (Для занятий с детьми 5-6 лет) / М.И. Моро. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1986. – 158 с.

  5. Математика до школы : пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб. : Акцидент, 1998. – 189 с.

  6. Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб. : Акцидент, 1997. – 170 с.

  7. Наприенко, Г.В. Формирование математических представлений у дошкольников посредством художественного слова : пособие …– Брест : БрГУ, 2005. – 87 с.

  8. Остапенко, Т.А. Знакомим дошкольников с математикой : тематические занятия по ФЭМП : пособие для педагогов… / Т.А. Остапенко – Мозырь : Белый ветер, 2006. – 79 с.

  9. Петерсон, Л.Г. Игралочка / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М., 1998.

Петерсон Л.Г., Раз – ступенька, два – ступенька / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М., 1999.

  1. Сербина, Е.В. Математика для малышей: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. – М. : Просвещение, 1992. – 80 с.

  2. Смоленцова, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: книга для воспитателей детского сада / А.А. Смоленцова. – М. : Просвещение, 1988. – 96 с.

  3. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников : методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е.В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2000. – 155 с.

  4. Тарабарина, Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. – Яро-славль, 1996. – 157 с.

  5. Фидлер, М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя (из опыта работы) / М. Фидлер ; пер. с польского О.А. Павлова. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.

Форма контроля: заслушивание рефератов

3. Сравнительный анализ современных образовательных программ по предматематической подготовке дошкольников (2 часа)

Литература: [16, 39, 45, 46]

Форма контроля: проверка письменных работ

Домашнее задание:

Проанализировать программы «Радуга», «Детство» в сравнении с программой «Пралеска» и Образовательным стандартом дошкольного образования.

  • Сравнить цели, задачи, принципы указанных программ.

  • Указать отличие программ в структуре построения.

  • Заполнитьтаблицу:

Программные задачи из Образовательного стандарта дошкольного образования.

Формулировка аналогичных программных задач из программы «Радуга» с указанием возраста детей

Формулировка аналогичных программных задач из программы «Детство» с указанием возраста детей

  • Формулировка программных задач из программы «Радуга», которых нет в Образовательным стандартом дошкольного образования (с указанием возраста детей).

  • Формулировка программных задач из программы «Детство», которых нет в Образовательным стандартом дошкольного образования (с указанием возраста детей).

4. Формы организации развития математических представлений у детей дошкольного возраста (2 часа)

Задание: составить конспекты занятия, ситуации в разных видах деятельности, дидактической игры.

Литература: [9, 12, 22, 40, 57]

Форма контроля: проверка написанных конспектов

5. Методика развития представлений о множестве у детей раннего и дошкольного возраста (2 часа)

Задание: Подготовка и выступление в максимально развернутом виде вопросов в соответствии с индивидуальным проектом:

  1. Развитие умения группировать предметы

  2. Развитие представлений о понятии «множество», о множественности и единичности предметов. Развитие умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке

  3. Развитие умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия

Форма контроля: выступление по своей теме

6. Методика развития количественных представлений у детей дошкольного возраста (2 часа)

Задание: Подготовка и выступление в максимально развернутом виде вопросов в соответствии с индивидуальным проектом:

  1. Методика обучения количественному счету

  2. Методика обучения порядковому счету

  3. Методика ознакомления с цифрами

  4. Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5

  5. Развитие представлений о составе целого множества из частей. Развитие понимания состава числа из 2-х меньших чисел

  6. Развитие представлений об отношениях между числами. Сравнение чисел

  7. Развитие понимания сохранения количества

  8. Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов

  9. Обучение делению предметов на равные части

Форма контроля: выступление по своей теме

7. Методика развития представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста (2 часа)

Задание: Подготовка и выступление в максимально развернутом виде вопросов в соответствии с индивидуальным проектом:

    1. Развитие умения сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения

    2. Сравнение 2-х предметов по массе

    3. Развитие умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе

    4. Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника

    5. Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения

    6. Развитие глазомера

    7. Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы

Форма контроля: выступление по своей теме

8. Методика развития геометрических и представлений у детей дошкольного возраста (2 часа)

Задание: Подготовка и выступление в максимально развернутом виде вопросов в соответствии с индивидуальным проектом:

20. Этапы и методика ознакомления детей с плоскими геометрически фигурами

21.Этапы и методика ознакомления детей с объемными геометрически фигурами

Форма контроля: выступление по своей теме

9. Методика развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста (2 часа)

Задание: Подготовка и выступление в максимально развернутом виде вопросов в соответствии с индивидуальным проектом:

22. Развитие умения ориентироваться относительно себя

23. Развитие умения двигаться в заданном направлении

24. Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию

25. Развитие умения ориентироваться относительно других объектов

26. Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве

  1. Форма контроля: выступление по своей теме Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени

  2. Развитие представлений о последовательности временных единиц

  3. Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год

  4. Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра»

10. Развивающая среда – источник и средство развития интереса к познанию математической стороны окружающего мира (2 часа)

Задание: Для проведения анализа методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном учреждении, необходимо сначала перечислить:

  • литературу, используемую для планирования образовательно-воспитательного процесса и написания конспектов учебно-игровой деятельности (для определенной возрастной группы),

  • оборудование для игровой, художественной, трудовой, познавательно-практической, учебной деятельности, для физического развития.

Затем следует провести сравнительный анализ сделанного перечня с нормативным перечнем литературных источников (Панько, Е.А. Работаем по программе «Пралеска» : пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько, А.Н. Васильева, Я.Л. Коломинский ; под ред. Е.А. Панько – Минск : НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.) и средств воспитания и обучения (журнал «Пралеска», №11, 2007), указав, какая литература и оборудование отсутствует, а что используется сверх нормативного перечня.

Сделать выводы об обеспеченности образовательного процесса в определенной возрастной группе.

Форма контроля: проверка письменных работ.

11. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника (2 часа)

Задание: составить подробный календарный план работы по предматематической подготовке детей на 1 месяц (в соответствии с индивидуальным проектом).

Литература: [9, 22, 58]

Форма контроля: проверка составленного плана работы по предматематической подготовке детей

12. Специфика организации разных форм работы в разных видах деятельности дошкольников в разных возрастных группах: их отбор, способ организации детей, место проведения (2 часа)

Задание: составить конспекты тематического комплекса и занятия по индивидуальной тетради.

Литература: [8, 9, 11, 12, 14, 19, 35, 40]

Форма контроля: проверка написанных конспектов