logo search
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе

Анатомически органы речи новорожденного иные, чем у взрос­лых. Длина речевого тракта новорожденного равна 7—9 см, у взрос­лых она составляет около 17 см.

Возникновение зачатка гортани можно обнаружить в конце 3-й недели утробной жизни. Она возникает из стенки первичной го­ловной кишки, где в месте соединения с первичной глоткой об­разуется утолщение — бугорок, зачаток гортани. Вскоре он пре­вращается в короткую трубку, и к концу 1-го месяца в верхнем отделе будущей гортани появляются выраженные черпаловидные узелки, вскоре образуется гребешок — будущий надгортанник.

К 10 — 11-й неделе щелевидный просвет гортани начинает при­обретать трубчатый вид, в результате внедрения слизистой обо­лочки в ее стенку образуются складки и голосовые губы. Раньше всех, обычно к концу 4-й недели, начинает формироваться перст­невидный хрящ, несколько позже — пластинка щитовидного хря­ща и подъязычной кости, которые возникают из IV и V жаберных дуг. К этому же времени относятся появление мышц гортани и развитие иннервации. Как правило, развитие гортани идет доста­точно быстрыми темпами, и к моменту рождения она практиче­ски сформирована. Однако рост ее продолжается еще длительное время и происходят различные функциональные изменения.

В первые месяцы жизни ребенок способен дифференцировать речевые звуки, но воспроизводить их может лишь значительно позднее. Новорожденный способен издавать только плач и физио­логические звуки. Многие исследователи видят причину этого в длительности анатомического созревания речедвигательного ап­парата. У новорожденного гортань расположена высоко, почти на уровне мягкого нёба, что ограничивает движения глотки. Относи­тельно большой язык заполняет всю полость рта и также препят­ствует изменению формы и объема глотки и полости рта, необхо­димых для артикуляционных движений. Носовые ходы новорож­денного развиты слабо. Для воспроизведения широкого диапазо­на формантных частот речи необходима хорошо развитая полость глотки, передняя стенка которой представляет собой заднюю треть языка; такая полость приспособлена к сложным изменениям фор­мы и объема. У новорожденных, как и у приматов, подъязычная кость расположена высоко, тем самым она сдвигает язык полно­стью в полость рта; полость глотки практически отсутствует. С воз­растом гортань и язык опускаются и появляется возможность вос­производить речевые звуки.

Быстрый рост гортани, сопровождающийся процессом ее опущения, начинается в первый год жизни, затем усиливается в возрасте 5 - 7 лет и достигает окончательного положения к 13 —

14 годам; полный рост гортани заканчивается только к 20—25 го­лам жизни.

До трехлетнего возраста величина и форма гортани одинакова у детей обоего пола. Голосовая щель узкая и располагается высо­ко - на уровне III шейного позвонка (до 5 — 7 лет). Голосовые складки толстые и короткие (длина 4 — 5 см), располагаются под наклоном. У взрослых мужчин их длина составляет 20 — 24 мм, у женщин 12,5—17 мм, и они располагаются горизонтально.

У младенцев мышцы гортани, управляющие голосовыми склад­ками, развиты слабо. Наиболее интенсивный рост и развитие гор­тани, голосовых складок, мышц наблюдается в течение первого года жизни. Второй пик развития отмечается в период полового созревания. Это заметно сказывается на характеристике частоты основного тона, так как высота тона возрастает прямо пропорци­онально укорочению свободных краев голосовых складок. Мими­ческие и скуловые мышцы у младенцев развиты слабо. В то же время круговая мышца рта и щечная мышца, обеспечивающие акт сосания, а также мышцы, опускающие нижнюю и поднимаю­щие верхнюю губу, хорошо развиты.

Иннервация мышц шеи и лица у новорожденного хорошо сфор­мирована, но еще продолжается миелинизация ряда нервных воло­кон. Лицевой и тройничный нервы, обеспечивающие чувствитель­ной и двигательной иннервацией акт сосания, миелинизированы. Позднее миелинизируются языкоглоточный и блуждающий нервы, иннервирующие язык, мышцы гортани и органы дыхания. Именно они изменяют ширину голосовой щели и степень натяжения голо­совых связок, что необходимо для фонации. Звуки младенцев зави­сят от частоты дыхания, которая у детей выше, чем у взрослых.

Первые звуки новорожденных— это крик или, плач во время рождения, связанный с запуском многих систем жизнеобеспечения организма. В период родов прекращается трансплацентарное крово­обращение (при пережатии пуповины), происходит раздражение кожных рецепторов (вследствие изменения температуры и влажно­сти), изменяется концентрация газов, и в результате стимуляции рецепторов аорты и сонной артерии активизируется дыхательный центр. Все это ведет к развитию первого вдоха, который сопровож­дается криком. В течение первых недель жизни основными вока­лизациями младенца являются плач и различные звуки (кряхтенье, покашливание), сопровождающие вегетативные реакции ребенка.