12.1. Происхождение речи
За последние 150 лет ученые разных специальностей провели много исследований для выяснения происхождения и природы речи. Изучены все европейские языки и языки многих отсталых народностей, велись исторические исследования, изучалось развитие речи у детей, ее нарушения, деятельность аппарата речи.
Присущие человеку способности к речи и словесному мышлению имеют свою предысторию в развитии животного мира. Долгое время считалось, что у животных существуют лишь сложные системы инстинктивных (врожденных) звуков, с помощью которых и устанавливается контакт в стаде, стае и т.д. Действительно, крики животных в основном непроизвольные: их вызывает сильное возбуждение — страх, ярость и т.д. Такие крики называют аффективными (аффект — состояние сильного возбуждения). Эти крики у других животных вызывают инстинктивные ответные реакции. Например, тревожный крик курицы вызывает реакцию замирания даже у только что вылупившихся цыплят. Крик испуга грачей, записанный на магнитофонную ленту, рождает панику в стае грачей и т.д.
Аффективные крики — сигналы у животных очень разнообразны. У человекообразных обезьян насчитывают до 30 разных по звукосочетаниям интонаций криков. Все животные обычно проявляют способность к подражанию тем звукам, которые свойственны данному виду. Если, например, залаяла одна собака, то другие поблизости сейчас же подхватывают лай; то же у коров. Особенно велика способность к звукоподражанию у некоторых птиц (попугаев и врановых).
Как средство общения животные используют не только крики, но и движения, которые носят обычно инстинктивный характер. Обычно эти движения сопровождают крики. Например, поза рассерженной собаки, которая лает на чужого человека или виляет хвостом, повизгивает, прыгает, встречая хозяина. У всех видов животных есть выразительные движения угрозы, просьбы, страха, на которые другие животные отвечают инстинктивной реакцией самозащиты, нападения и т.д.
Наблюдения последних десятилетий показали, однако, что средства общения животных не исчерпываются инстинктивными звуками
и движениями, у них имеются и выработанные в жизненном опыте формы общения. Например, физиологи Ю. Конорский и С.Миллер сгибали собаке лапу и при этом давали пищу. Через некоторое время, будучи голодной, собака сама стала сгибать лапу, прося таким образом еду. Таким образом, было показано, что высшие животные способны использовать в общении с другими животными и людьми условные сигналы, если они этому обучены. Конечно, все это лишь предпосылки развития человеческих форм общения.
В исторических исследованиях было установлено, что у первобытных людей жестикуляторный и словесный виды речи возникли из аффективных и звукоподражательных криков и сопровождающих их движений. Происходило это, как считают ученые, под влиянием того, что люди стали применять орудия, трудиться. Применение орудий потребовало уже не возгласов, а слов-наименований, а затем и слов-понятий.
Относительно происхождения слов высказываются различные предположения. Одни ученые считают, что речь возникла из непроизвольных выкриков («Ух!» «Фу!» и т.д.). Эту теорию полушутя называют теорией «тьфу-тьфу». Действительно, ведь часто можно слышать: «Тьфу, вот досада!», «Фу, какая гадость!» и т.д. Другие ученые полагают, что речь возникла из звукоподражания (теория «гав-гав»), В русском языке, например, очень много звукоподражательных слов: хлопать, жужжать, шуршать, хохот, свист, звон и др. Особенно богата ими детская речь: топ-топ, тик-так, гав-гав и др.
Естественно, объяснить происхождение слов, речи одной из этих теорий нельзя; в известной мере верны обе: материалом для будущей речи служили и аффективные восклицания, и звукоподражания. Ученые отмечают, что шагом в развитии речи было расчленение первобытных слов на «указательные» и «назывные». К указательным относились обозначения групп людей, и вначале они были собирательными (они здесь, они там, мы с вами и т.п.). Среди назывных выделялись названия предметов и их качеств. Иногда одним словом обозначались совершенно разнородные объекты. Например, в Австралии слово «ингва» означает ночь, спящих людей, съедобные корни водяной лилии и т.д. Поэтому для понимания слова нужно учитывать сопровождающие его жесты и всю обстановку.
Постепенно на смену первобытной речи с многозначными образными понятиями приходил более совершенный строй языка с разграничением имен существительных, прилагательных, глаголов и других частей речи.
Возникает ряд вопросов. Почему только человек оказался способен к развитию членораздельной речи и отвлеченному словесному мышлению? Почему даже для высших животных, например
человекообразных обезьян, основным средством общения служат инстинктивные звуки и движения? Почему дети по способам общения так близки к животным и у них медленно, на протяжении нескольких лет, формируется речь?
На все «почему» ответ один: это зависит от особенностей строения головного мозга человека, расположения, величины и формы гортани.
И.П.Павлов называл мозг «органом приспособления к окружающей среде». В самом деле, если легкие обеспечивают газообмен, желудок и кишечник переваривают пищу, почки осуществляют выделительную функцию и т.д., то мозг обеспечивает связь организма с окружающим его внешним миром, дает возможность приспособиться к условиям среды.
Чем проще строение мозга, тем примитивнее, грубее формы приспособления животного к окружающей среде. Напротив, чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше механизмы приспособления.
Усложнения строения головного мозга человека выражаются:
1. в увеличении его массы относительно массы тела (у человека вес мозга равен '/и— '/50 части веса тела, а у человекообразных обезьян — '/2оо);
2. в увеличении площади полушарий мозга и особенно лобных отделов (у человека лобные доли занимают 25 % площади больших полушарий, а у обезьян — 10 %).
3. в появлении новых областей мозга — речевых;
4. в увеличении поверхности мозга (она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины).
Ребенок рождается с относительно незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденных вес мозга равен 400 г, через год он удваивается, а к 5 годам утраивается. В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжается до 22 — 25 лет.
В коре головного мозга человека насчитывается до 17 млрд нервных клеток, тогда как у человекообразных обезьян не более 3 — 5 млрд. В речевых областях созревание нервных клеток завершается в основном к 2 годам, но тонкое строение коры совершенствуется еще на протяжении многих лет.
Таким образом, возможности развития речи и отвлеченного словесного мышления у человека определяются высоким развитием мозга. Медленность же формирования речевой функции ребенка (на протяжении нескольких лет) связана с медленным созреванием его мозга.
Некоторые полагают, что речь — это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и т.д. Но это не так. Речь — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания