logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Теория ассимиляции и воспитательный процесс

Делая выбор между «лучше — хуже», «прекрасно — безобразно», «добро -зло», «истинно — ложно», «трудно -легко», «эффективно — нет», «можно — нельзя»... педагог, как и любой человек, неизменно сталкивается с проблемой «здравого смысла» и постулатами науки о воспитании.

ОПТИМИЗМ И МАЖОР КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

Процесс воспитания логично строится как процесс оптимистичный, базирующийся на вере в безграничные возможности растущего человека, его высокое предназначение. А.С. Макаренко призывал подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. Мажорный стиль и тон в коллективе он считал неотъемлемым принципом науки о воспитании.

Все (и родители, и педагоги) знают: маленькие дети любят жизнь. Они радуются всему — солнышку, зеленой травке, паучку, красивой кукле, больной лохматой собаке, улыбке мамы, интересной книжке... Радуются, когда играют, рисуют, читают, помогают, моют посуду, уступают место в транспорте... И родители, и педагоги знают: чтобы ребенок (подросток) хорошо развивался, он должен жить в атмосфере радости, жизнелюбия, восторга и удивления мирозданием, в «пространстве любви» (когда их любят, когда они «много чего в жизни любят»). Мы, взрослые, облечены прекрасной миссией: подарить ребенку (подростку) чудесный мир - природы, вещей, людей, культурных и нравственных ценностей, его самого в этом мире. Мир чудесный, радостный, но и противоречивый - бывающий трудным, непонятным и порой жестоким. В нашу миссию входит научить его жизни. Вот почему одна из задач воспитания — создать условия, в которых бы дети (подростки) жили и развивались, оптимистичным видением и принятием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные трудности, препятствия, лишения. Вот почему дети (и даже подростки) так любят Карлсона (героя книжки Линдгрен): он, встречая жизненные трудности, всегда весело повторял: «Пустяки! Дело-то житейское!» — и обязательно находил выход. Но об этом необходимо позаботиться.

В записках Е. Евтушенко есть замечательная идея: «...жажда точки опоры — одно из самых прекрасных качеств человека, если эта точка опоры не зиждется на чьих-то костях, на подавлении человека человеком. Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие - такие точки опоры аморальны. Искусство представляет собой нравственную точку опоры человечества... Искусство -не средство развлечения, а средство спасения. Искусство -поле боя, а не танцплощадка. Для точки опоры оскорбительно быть торговой точкой» (СНОСКА: Е, Евтушенко. Политика — привилегия всех. М., 1990).

В практике нашей воспитательной работы сложилось пять точек опоры: они и цель воспитания (кстати, доступная восприятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни, всей истории воспитания ребенка), и результат воспитания (качество и уровень воспитанности). Эти пять точек опоры таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, «Я сам (а)» как наивысшая ценность.