Воспитание толерантности в ученическом коллективе
Наше перестроечное время, с особой актуальностью поставившее задачи модернизации образования и воспитания, (СНОСКА: См. «Концепцию модернизации российского образования на период 2010 года» / Распоряжение Правительств;) Российской Федерации от 29 декабря 2001 года; Городская целевая программа «Модернизация московского образования (Столичное образование — 3)» от 20 ноября 2001 года) высветило и еще одну проблему, связанную с воспитательными проблемами создания и развития коллектива - это воспитание в личности учащихся таких качеств личности как коммуникативность и толерантность. Именно они в решении задач формирования, у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, деловых и предпринимательских качеств, способности к сотрудничеству и лидерству, умения разрешать конфликты и с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций имеют приоритетное значение.
Это стало насущным требованием времени по двум основным причинам. Во-первых, как отмечает исследователь этой проблемы П. Степанов (СНОСКА: Степанов П. Как воспитать толерантность? — «Народное образование», 200!, № 9. С. 91—92) «приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические, профашистские настроения, процветают различные формы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакам». Это итог. А начинается все с малого: неприятия другого человека (даже маленького к маленьким) -за «не такое, как мое отношение к книге, игрушке, еде, предметам быта, фильму, поступку, подарку, нравственным ценностям — доброте, справедливости, товариществу, дружбе, любви...
И во-вторых, нельзя назвать толерантным господствующее в нашем обществе отношение к детству: ребенок зависим от взрослых и материально и морально. «Мы не ценим ребенка за самобытность, просто не замечаем своеобразной детской субкультуры или считаем ее чем-то неразвившимся, несерьезным, каким-то суррогатом» (СНОСКА: Степанов П. Как воспитать толерантность? — «Народное образование», 2001, № 9. С. 91—92). Из-за этого обостряется проблема «отцов» и «детей», растет стена неприятия одних другими.
Острота проблемы и необходимость ее разрешения обусловила появление Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)» (СНОСКА: Журнал «Народное образование», 2002, № 1. С. 255-263).
В процессе школьного воспитания эту проблему решить можно в логике развития ученического коллектива, что позволяет целенаправленно влиять на развитие личности учащихся коммуникативности и толерантности.
Коммуникативность (от лат. соттшпсаЫНз — соединимый, сообщающийся) понимается как «совместимость (способность к совместной работе), способность к общению, общительность» (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 1. С, 716). А толерантность (от лат. ю1егаппа — терпение) имеет два важных для педагогов-практиков значения: 1) «способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды», 2) «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 2. С. 1583).
Как видим, эти два понятия тесно между собой связаны и переплетены: толерантность человека позволяет ему легко вступать в коммуникативные связи с другими людьми, а этически грамотная позиция в общении делает человека толерантным.
Есть как бы два аспекта у этой проблемы воспитания. Во-первых, с позиций гуманной педагогики воспитатель принимает ребенка (детей, весь детский коллектив) таким, каков он есть — с его достоинствами и недостатками, его успехами и промахами, хорошими взглядами и поступками, с болезнями роста и ошибками. Принимает, понимает.., чтобы вести его развитие дальше, воздействуя позитивно и собственной личностью, и организованным взаимодействием со сверстниками в детском коллективе. Поэтому столь важными становятся такие способы воздействия педагога как обеспечение каждому достойного, удовлетворяющего его места в коллективе, подход с оптимистической гипотезой, диалектическое сочетание уважения и требовательности, оказание психолого-педагогической поддержки в решении насущных проблем каждого ребенка, любого детского коллектива, создания воспитывающих ситуаций, проецирующих позитивное развитие: от негативных качеств личности — к позитивным, от ошибочных взглядов и просчетов - к их преодолению, от асоциальной и антисоциальной позиции -к проявлениям позиции, оцениваемой в логике стремления к ИСТИНЕ, ДОБРУ, КРАСОТЕ.
А во-вторых, задача педагога, работающего с детским коллективом -внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности — терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстников, соприкасающихся с ними взрослых людей — родителей, педагогов, случайно встретившихся людей. Идеями толерантности должна быть пронизана вся жизнедеятельность детей в школе и дома, в ближайшем бытовом окружении. Как же эти два аспекта могут быть реализованы в практике воспитания?
Это прежде всего забота о благожелательном психологическом климате в детском коллективе и о культуре отношений взрослых и детей: «каждый человек — наивысшая ценность, которую нужно бережно культивировать», «Не судите — да не судимы будете,», «Живите для улыбки друга», «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»... Эти и многие другие принципы отношений проецируют проявления толерантности в отношениях.
Идея психолого-педагогической поддержки, осуществляемой детьми и взрослыми (помощь в учебе, «роскошь человеческого общения» в совместных делах — походах, «огоньках», дружеских чаепитиях и встречах, позитивное разрешение конфликтов со сверстниками и взрослыми, научение приемам самопознания и самовоспитания...).
Общая организация жизни и деятельности коллектива (во всех видах деятельности), мажорный стиль и тон способствуют налаживанию товарищеских и дружеских отношений меду детьми и взрослыми, развитию сотрудничества, 'взаимопомощи, сотворчества.
Могут быть использованы и специальные формы воспитательной работы с детьми: серия классных часов под рубрикой «Интересный человек рядом»; цикл уроков человековедения «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Роскошь человеческого общения»; различные тематические классные часы, специально посвященные определенным нравственным качествам, связанным с развитием толерантности: альтруизм, великодушие, гуманность, доброта, милосердие, достоинство личности.., а также и развенчивающие негативные качества — недоброжелательность, жестокость, равнодушие, бестактность, злословие, высокомерие, критиканство и т.д.
Возможно использование специальных, интересных по форме и содержанию творческих занятий по воспитанию толерантности. (СНОСКА: Автор их П. Степанов — в ж. «Народное образование», 2001, № 9. С. 92-97; 2002, № I. С. 159-165) Темы их таковы: «Презентация субкультур», «Социальное «дно»: проблемы общественного отношения и государственной политики», «Этнос, нации, межнациональные отношения», «Слушается дело о кавказской войне», «Военный противник: проблема отношений».
Это и индивидуальная работа с детьми — трудными, одаренными, шалунами, изгоями, «классными шутами», юными воришками, грубиянами, дерзкими нарушителями школьного распорядка, любителями «псевдосвободы»...
Это и работа воспитателя с детьми (подростками) из неформальных объединений разного толка — фанатами, панками, хакерами, меломанами...
И еще. Видимо, есть специфика в проявлении толерантности, проявляемой в отношениях «воспитатель о воспитанник». Безусловно, мы должны принять как должное всю палитру нравственных отношений воспитанника — к музыке, поэзии, живописи, науке и учению, к образу жизни и поведения, к религии, к сверстникам и взрослым... Но ведь в практике воспитания мы встречаемся и с безнравственным, даже противоправными взглядами, точками зрения, поступками... Вот примеры.
§ Шестиклассник съезжает на перилах по школьной лестнице, размахивая ногами - ударяет первоклассницу, поднимающуюся навстречу, по лицу, разбивая в кровь нос и губу. На выговор подоспевшей учительницы отвечает: «Я — человек свободный. Как хочу так и веду себя. Пусть бы она посторонилась. А разбитый нос — это ее проблемы».
§ Подросток, замеченный в кражах, заявляет: «Воровал, ворую и буду воровать! Задача в том, чтобы научиться не попадаться. Ведь сейчас все воруют».
§ Две девочки, восстанавливая «справедливость», избили третью. Одноклассницы оказались на стороне избивавших: «Так Лизке и надо: она — сплетница».
§ В классе принято повальное списывание. Не дает списывать и сама не списывает одна Вера В. Естественно, она в классе стала изгоем.
§ А сколько прозвищ и кличек бытует в детской среде по поводу принадлежности сверстников к разным национальностям — не счесть!
Подобных примеров в школьной практике немало. Как быть в подобных ситуациях: Принимать? Терпеть? Проявлять толерантность?
Видимо, в воспитании ребенка (подростка логика принятия иная, чем в отношениях взрослых людей (со сформировавшейся твердой позицией в отношениях к окружающему миру). Педагог же в отношениях с воспитанником принимает его таким, какой он есть, временно, условно пытается понять, почему таким стал, а в последующих воздействиях старается повлиять с целью изменения отношений воспитанника в логике их позитивного развития. Лишь на этой основе развивается взаимопонимание, постепенное взаимопринятие и взаимодействие, что приводит, в конечном счете, к подлинной толерантности, т.е. безусловному принятию самобытной личности воспитанника. Самобытный во всем — темпераменте, характере, способностях, увлечениях, склонностях, убеждениях, поступках и т.д. Кроме безнравственного и противоправного в структуре личности.
- Оглавление
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- Глава V Основы методики воспитания
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- Введение
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- 1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
- Начальные представления о воспитании
- Современная парадигма воспитания; ее прогрессивные идеи
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности
- Понятие воспитания; его основные признаки
- Педагогическая категория «отношение» как суть воспитания
- Что такое «отношение»
- Структура категории «отношение» как стержень воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе
- Ребенок как объект и субъект воспитания
- Характерные особенности детства
- Специфика школьного периода детства
- Кризисы школьного детства
- Индивидуальные и половые различия
- Современные реалии детства
- Самовоспитание школьника и педагогическая позиция воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
- Статус педагога и содержание педагогической деятельности
- Педагог - это интеллигент
- Педагоги и дети: этика отношений
- Слагаемые педагогического мастерства
- Способность к творчеству
- Педагогический консерватизм и новаторство
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.5. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе
- Педагогика: наука или искусство?
- Педагогическая практика
- Педагогическая наука
- Грани взаимодействия науки и практики
- Инновации XX столетия
- Гуманистическая теория воспитания
- Прогрессивные идеи педагогов-новаторов
- Школа как экспериментальная площадка
- Повышение профессионально-педагогического мастерства
- Педагогический коллектив и творческий рост молодых педагогов
- Приобщение практиков к науке
- Программа личностного и профессионального педагогического роста
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- 2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- Философские основы воспитания
- Противоречивость воспитательного процесса
- Воспитание -процесс целенаправленный
- Воспитание - процесс систематический
- Теория ассимиляции и воспитательный процесс
- Огика воспитательного процесса
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Закономерности и принципы воспитания
- Законы, закономерности, принципы
- Закономерности педагогические
- Принципы воспитания
- Любовь к детям как педагогическая категория
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.3. Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации
- Цель воспитания
- Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе
- Стратегические задачи воспитания
- Задачи тактические
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуеиая литература
- 2.4. «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления
- Явление «сопротивление воспитанию»
- Сопутствующие явления
- Дидактогения и механизмы самозащиты
- Причины сопротивления воспитанию
- Критическйе ситуации развития и воспитания
- Последствия сопротивления воспитанию
- Конкретные проявления сопротивления воспитанию
- Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- 3.1. Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства
- Воспитывающая среда
- Понятия «фактор», «условие» воспитания, «воспитательное пространство
- Воспитывающая ситуация
- Воспитание и процесс социальной адаптации
- Педагогизация среды
- Понятие социокультурной среды воспитания
- Понятия «ниша» и «стихия» в социокультурной среде воспитания
- Современные реалии детства
- Создание воспитывающей социокультурной среды
- Педагогическая культура школы
- Культура дома и семьи
- «Дворовая культура»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Семья как фактор воспитания
- Семья: понятие, функции
- Типы семей
- «Дом» как категория педагогическая
- Специфика семейного воспитания
- Как реализуется воспитательный потенциал семьи
- Об авторитете в воспитании
- Семья как негативный фактор воспитания
- Кризис семьи и проблемы, с ним связанные
- Вопросы для самопроверки и размышления:
- Рекомендуемая литература
- 3.3. Ученический коллектив: методика его создания и развития
- Человек – существо общественное
- Воспитательный коллектив: назначение и сущность
- Характерные особенности коллектива и позиция педагога
- Воспитание толерантности в ученическом коллективе
- Стадии развития коллектива
- Формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов
- Негативные явления в коллективе
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.4. Детское движение; современные детско-юношеские организации
- Сообщество сверстников как фактор развития
- Детское движение и детские объединения
- Функции детских объединений
- Вариативность детского движения
- Орган изаци он -ные основы и принципы
- Пионерская организация
- Скаутинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.5. Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания
- Предыстория молодежной субкультуры
- .Как оппозиция культуре взрослых
- ...Как способ ухода от тревожности
- ...Как фактор социализации
- Классификация неформальных объединений
- Едагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями
- Одиночество проблема
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- 4.1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике
- Проблема содержания воспитания и попытки ее решения
- В современных условиях: различные концепции
- Программа воспитания как основа отбора его содержания
- Акцент на самовоспитание
- Учет межнациональных отношений
- Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание, основы методики
- Воспитание есть организация деятельности
- Понятие и сущность деятельности
- Воспитывающая деятельность, ее специфика
- Технологически е особенности воспитывающей деятельности
- Виды воспитывающей деятельности, их характеристики
- Роль и назначение игровой деятельности в воспитании
- Общение как основа воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания
- Здоровье и жизнь; здоровый ребенок и воспитательный процесс
- Основное направление воспитательной работы
- Три основные идеи здорового образа жизни
- Принципы создания и стимулирования здорового образа жизни в воспитательном процессе
- Индивидуально-личностная программа здорового образа жизни
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
- Воспитывающий характер обучения
- Роль воспитания в обучении
- Специфика воспитания (по сравнению с обучением)
- Новое в современном образовании
- Личностно-ориентиро ванный подход в обучении и воспитание
- Воспитание через методику обучения
- Воспитание в различных формах обучения
- Воспитательный потенциал личности учителя
- Роль оценочной функции учителя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.5. Воспитывающий характер системы дополнительного образования
- Свободное время детей и их развитие
- Учреждения дополнительного образования
- Объединения клубного типа
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.6. Воспитательная работа классного руководителя
- Классный руководитель как субъект воспитания
- Какой он, классный руководитель
- Цель и назначение классного руководителя
- Цель и стратегические задачи
- Функции классного руководителя
- Содержание деятельности
- Методика и техника
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава V Основы методики воспитания
- 5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога
- Воспитание и воспитательная работа
- Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания
- Педагогическая поддержка
- Позиция воспитанника
- Педагогический такт как условие педагогической поддержки
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.2. Методы воспитания
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Условия эффективности
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.3. Воспитательные средства
- Средства воспитания
- Выбор воспитательных средств
- Пять «точек опоры»
- Медиаобразование как средство воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания
- Воспитательное воздействие и методический прием
- Воспитательные отношения, их типология
- Приемы воспитательного воздействия
- Психотерапия в методике воспитательного воздействия
- Педагогическая техника в деятельности воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.5. Современные технологии воспитания
- Методика и технология воспитания
- Понятие педагогической технологии
- Специфика технологий воспитания
- Система выборов как основание воспитательной технологии
- Три уровня воспитательных технологий
- Основные идеи
- Примеры современных воспитательных технологий
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- 6.1. Школа как воспитательная система
- О пользе воспитательной системы
- Что значит «воспитательная система школы»
- Теоретическая основа построения воспитательной системы школы
- Iiiкола как развивающаяся и саморазвивающаяся система
- Примеры воспитательных систем
- Некоторые идеи по созданию воспитательных систем
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса
- Современные проблемы изучения детей
- «Пакет школьных методик»
- Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
- Проблемы школьной научно-методической работы
- Гностическая деятельность воспитателя и педагогический мониторинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.3. Методика и техника планирования воспитательной работы
- Проектировочная деятельность воспитателя как потребность
- Принципы планирования воспитательной работы
- Зачем нужен план
- Ошибки при планировании
- Как создается план воспитательной работы
- Виды планов воспитательной работы
- План классного руководителя как воспитателя
- Возможные варианты планирования
- Перспективно-календарный план-сетка
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация
- Совместно-разделенная деятельность как основа ктд
- Коллективность
- Игровая инструментовка
- Творческий характер
- Этапы и приемы организации ктд
- Примеры ктд
- Личностная ориентированность – основа ктд
- Инструментовка воспитательного процесса как самодеятельности воспитанников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.5. Создание и развитие ученического самоуправления
- Соуправление и самоуправление в воспта-тельной системе школы
- Принципы школьного само- (со-) управления
- Различные системы ученического само-(со-) управления
- Педагогические основы самоуправления
- Методика создания системы ученического самоуправления
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности в воспитательном процессе
- Суть проблемы «индивидуальность личности и коллективное воспитание»
- Задача корректировки индивидуального развития
- Возможная типология индивидуальностей
- Методика и техника индивидуального подхода в воспитании
- Стимулирование самовоспитания как основа воспитательного процесса
- Вооружение методикой самовоспитания
- Организационные формы, способствующие включению воспитанников в процесс самовоспитания
- Факультативный курс «человековедение» для старшеклассников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.7. Организационные формы воспитания
- «Клеточка» воспитательного процесса
- Многообразные формы воспитательного процесса
- Классный час как «час классного руководителя»
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Картотека организационных форм воспитания
- Примеры творческих форм организации воспитания
- Система организационных форм воспитания
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
- Зачем школе работа с родителями
- Назначение работы школы с родителями учащихся
- Что значит «воспитание родителей»
- Пять функций работы школы с родителями
- Совместная деятельность
- Корректировка воспитания в семье
- Работа с родительским активом
- Организационные формы работы с родителями
- Стиль и тон отношений воспитателей с родителями
- Если есть конфликт «родители и школа»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Методические материалы для самостоятельной работы
- 1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «теория и методика воспитания»
- 2. Возможные темы курсовых и дипломных работ
- 3. Специальные словари и энциклопедии
- 4. Литература для организации тренингов и практикумов
- 5. Основная литература по теории и методике воспитания