logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Культура дома и семьи

Культура дома и семьи предполагает заботу взрослых о наполнении интерьера и жизнедеятельности семьи культурными ценностями. Библиотека — какая? Что читают дети? У В. Лизинского есть афоризм: «Если в доме не читают Пушкина, то дети вырастают дантесами». А если читают лишь авантюрно-приключенческие, детективные, эротические (а то и порнографические) современные романы-однодневки? Как оформлен интерьер дома: мебель, освещение, ценностные (материально и духовно) вещи и предметы, чистота и порядок (для человека или «показуха») и многое, многое другое. А животные: какие есть и каково к ним отношение взрослых и детей? Это очень важно — общение с животными.

На вопрос о том, с кем любишь общаться, трудный подросток, вздохнув, отвечает: «С морской свинкой — она меня так хорошо слушает и «улыбается»'мне просто так, ни за что и никогда на меня не ругается». Из сочинения о дружбе третьеклассницы Тани Л.: «Мой лучший друг -собака. Зовут ее Веста. И еще собака Рама. Мне с ними весело, хорошо и спокойно».

А игрушки — какие? Развивающие и воспитывающие с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ? Или дикие и кровожадные «герои» детских боевиков, эротизированные "куклы (одна маленькая девочка сказала: «Мне подарили куклу Барби, но я не люблю в нее играть, потому что она не дочка, она — тетя»); или напичканные электроникой малопонятные существа и новомодная техника; или игрушечное оружие, по меткому выражению одного мальчишки, «все равно для кого — хоть для полицейского, хоть для киллера»...

общение с бытовой техникой — магнитофоном, телевизором, компьютером? Дети (с 1-го по 11-й класс) в разных опросах о любимых, предпочитаемых занятиях называют их в качестве предпочитаемых. Попробуем себе ответить на вопросы: что предпочитают смотреть, слушать, во что играть? На каких сайтах блуждают в Интернете? Как это все соотносится с понятиями «культура», «псевдокультура», «бескультурье»?

А общение со взрослыми: его содержание, насыщенность культурными ценностями или суррогаты замены человеческого общения общением с «видиком», «компиком», «игрушками»... А то и с асоциальной и антисоциальной компанией за пределами дома, семьи.