logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Задачи тактические

Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога потребность составить перечень еще более конкретных задач — тактических, которые позволяют решать задачу стратегическую, т.е. приблизиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы. Еще Д.И. Менделеев писал: «В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана». А процесс воспитания, как известно, - процесс многофакторный. Таким образом, план воспитательной работы - насущная необходимость воспитательного процесса, диктуемая его целенаправленным характером, его сущностью.

Диалектический характер целеполагания в воспитательном процессе хорошо реализуется в созданной А.С. Макаренко теории и практике постановки перспектив жизнедеятельности детского коллектива и личности: системы перспектив — близких, средних и дальних (СНОСКА: Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. М, 1977. Т. 1. С. 232—239). При этом критерием успешности или неуспешности воспитательного процесса выступает закономерность, проявляющаяся в том, что «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода» (СНОСКА: Кон И.С. Социология личности. М., 1967).

Начинать надо с сегодняшней, доступной перспективы близко ожидаемой радости. Стремление к чему-то хорошему, радостному есть у каждого ребенка: бегать, прыгать, читать, играть, рисовать, танцевать, петь, конструировать, строить, общаться, ходить в походы, веселиться... Все это легко вплетается в ткань повседневной жизни педагога и воспитанников, легко задается педагогом как близкая и более отдаленная (средняя) перспектива. Из определенной направленности серии близких и средних перспектив исподволь складывается сущностное содержание далекой перспективы — цели воспитания.

А.С. Макаренко утверждал, что «самое главное... — надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хочешь, ее цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другой находит более сложные и богатые прелести — в работе, в красоте, в борьбе, в росте человеческой материи. Уже и Сейчас материя, выражена в музыке Бетховена или Чайковского, в великих изобретениях, в технике, — очень высокая штука, такая высокая, что я не променял бы ее на вечность» (СНОСКА: Макаренко А.С. Письмо к Ф. Борисову, 15 августа 1938 года. Собр. соч.: В 7т. М„ 1958, Т. 7. С. 465).

И еще об одной важной особенности целеполагания в воспитательном процессе необходимо помнить. Цель и задачи определяются педагогом, они подчас скрыты, завуалированы от воспитанника, ради которого они ставились и которому, в конечном счете, их реализовывать. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников - разнолики, разноплановы, а достижение их происходит в едином процессе.

Осознавая свои жизненные цели, старшеклассники называют (в игре «Цветик-семицветик»): здоровье, любовь, счастье, высшее образование, интеллигентность, хорошая семья, профессия, общение с искусством, друзья, высокие нравственные качества... Это совпадает с целью педагогической. Но в ответах школьников еще и такое: «много дармовых денег», «везенье и удача», «богатство», «выйти замуж за мафиози», «дом из 25 комнат», «свободно тусоваться с кем хочу и где хочу», «связи»... Это уже не вписывается в нашу формулу цели.

И еще. Мысли воспитанника относительно цели сумбурны, противоречивы, порой абстрактны, неопреде-1енны. Вот стихотворение старшеклассницы Юли Феюровой, написанное как ответ на философское высказывание «Не имеющий гармонии в душе проигрывает самого начала»:

Что есть гармония души?

И что теряет проигравший?

Мечты куда-то отошли,

Остался он, все что-то ждавший.

Путь беспорядочен и прост,

Но что скрывается за этим?

А то, что жизнь, как чистый холст,

Что белизной своею светел.

Он чист, свободен от тревог,

Печали, горя и заботы.

Таким казаться каждый мог,

Когда б нашелся этот кто-то.

Но человек есть человек,

Он тонет в грусти, в неудачах

И мрачно доживает век

В своих поставленных задачах.

Их словно нет, они нигде -

Роятся в хаосе и бездне,

И голова трещит от дел

Пустых, никчемных, бесполезных.

Создавший образ свой таким,

Неусомнившийся в провале,

Тот, мысли чьи неглубоки,

Средь нас останется едва ли!

Мудрость педагогическая, видимо, в том заключается, чтобы, организуя жизнедеятельность детей в воспитательном процессе школы, постепенно, исподволь руководствуясь целью и задачами воспитания, вводить в жизнь детей ценностные ориентации, приобщение к которым переориентирует (если цель неблаговидна), выведет (если цель расплывчата и туманна}... к цели возвышенной, сформулированной самим педагогом.