logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Ребенок как объект и субъект воспитания

В концепции гуманистической педагогики, разных ее течений и направлений постепенно оформилась и в современных условиях прочно утвердилась мысль о том, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в воспитательном процессе. И, следовательно, при таком подходе воспитательное воздействие педагога должно рассматриваться как взаимодействие. Это основное условие успешности воспитания.

Вспоминаются известные строчки Л.Н. Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Итак, что же такое детство? В чем его специфика? В чем отличие от взрослости? В толковом словаре СИ. Ожегова - это «детский возраст, детские годы (до отрочества)», В «Психологическом словаре»: «Детство — термин, обозначающий периоды онтогенеза от рождения до подросткового возраста:

1.        Младенчество —до 1 года.

2.        Раннее детство — 1—3 года.

3.        Дошкольный возраст — от 3 до 6—7 лет.

4.        Младший школьный возраст - от 6—7 до 10—11 лет».

Значит, с научной точки зрения ребенок -это человек в возрасте от рождения до 10—11 лет, т.е. до окончания первого звена обучения — начальной школы. Хотя в житейско-обыденном лексиконе родителей словом «ребенок» нередко называют и подростка, и старшеклассника, а нередко и взрослого человека, чаще всего выражая родственные связи и отношения. Так говорят педагоги-профессионалы, видимо, оттого, что они исповедуют чувство любви к: детям, организуют процесс развития и воспитания человека в возрасте от 6—7 до 16— 18 лет, т.е. в период школьного детства. Это и есть предмет нашего рассмотрения.

В житейской практике нередко бытует мнение, что детские годы — это подготовка к жизни. Чаще всего это утверждение рождается из сравнения детей со взрослыми: они-де несмышленыши, неумехи, видят мир иначе, ошибаются, плачут, конфликтуют, совершают ошибки... И поэтому их надо-де поучать, наставлять, исправлять, предостерегать, «держать в узде», укрощать и.д. В общем, перекраивать по образу и подобию взрослого.

Это не так. Об этом еще у Я. Корчака, непревзойденного знатока детства: «Есть как бы две жизни: одна -важная и почтенная, а другая - снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин:..

Нет! Дети составляют большой процент человечества...

Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст -долгие, важные годы в жизни человека... Сто детей — сто людей, которые не когда-то там, не еще... не завтра, а уже сейчас... люди.- Не мирок, а мир, не малых, а великих, не «невинных», а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний».

И у современного тонкого психолога и талантливого психиатра В. Леви: детство «не только неискоренимо -неудобственный придаток мира больших. Не только пробирка для выращивания членов общества.

Детство имеет свою неписаную историю.., свои законы и обычаи, свой язык и свою культуру, идущую из тысячелетия в тысячелетие» (СНОСКА: Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М, 1994. С. 173.).

Интересно, что и сами дети по достоинству оценивают этот яркий, полный неожиданных впечатлений, нередко — контрастов и противоречий период своей жизни. Жизни «по правде», «всамделишней», жизни не в шутку, а всерьез.

«...Детство — одно из самых лучших впечатлений моей жизни. Это было давно. Вес было для меня в ярких красках. Много гулял, отдыхал. Словом, было чудесно. Событий было очень много. Но какое же выбрать? Пожалуй, это поездка на Черное море, когда мы были 6 дней и тогда я слышал первый раз орган. Я очень тогда удивился и обрадовался» (Роман 3., 11-й класс).